Иван Рыжов. Главный кинодед Советского союза

Актёра Ивана Петровича Рыжова в лицо знали все. Его киногерои были люди незамысловатые, простые, добрые, часто не лишённые мудрости. Он был в кадре настольно органичен, что казалось что вовсе не играет, а просто естественным образом там существует.

Основной наплыв ролей у Ивана Петровича произошёл когда он перевалил сорокапятилетний рубеж. Вот именно тогда пошли его знаменитые экранные мужики да деды. Хотя актёр и до этого снимался немало, но как-то это всё не запомнилось.

Он родился в простой крестьянской семье в Подмосковье. Родители его сами тяжело работали и приучали сына не бояться тяжелого труда. Тяга к актёрству появилась у него после того как он поехал с классом в Москву и увидел театральный спектакль. Работая в колхозе, и даже став бригадиром полеводческой бригады, он не оставлял свою мечту стать актёром.

Наконец он собрался с духом, поехал в Москву и для себя самого с невероятной лёгкостью поступил в театральный ВУЗ.

Ещё до войны он работал в театре Революции. А в 1939 году первый раз снялся в кино. Это была маленькая роль есаула Сороки в фильме «Кубанцы». Молодого Ивана Рыжова стали приглашать в другие кинокартины. Ещё до начала войны актёр снялся в четырёх фильмах: «Брат героя», «Первопечатник Фёдоров», «В тылу врага», «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Всё военное время артист Рыжов снимался во многих фильмах, будучи штатным работником киностудии Мосфильм, которая тогда базировалась в Алма-Ате. Самой яркой в военное время получилась его роль озорного парня в знаменитом «Кощее Бессмертном».

В послевоенное время Иван Рыжов продолжил свою фильмографию. Он запечатлён во многих известных отечественных картинах: «Повесть о настоящем человеке», «Сельский учитель», «Илья Муромец», «Море студёное», «Рядовой Александр Матросов», «Матрос Чижик» и многих других.

Но, как оказалось, всё это было только прелюдией к настоящей востребованности в кино, которая наступила в 1960-е годы. Именно тогда окончательно сформировался его типаж киномужика, а после кинодеда, и роли посыпались на Ивана Петровича одна краше другой. При этом артист почти не использовал грим. Ну, разве что бородёнку какую приклеют ему или усы.

Ярким воспоминанием стала для него встреча с В.М. Шукшиным на совместных съёмках. Шукшин воспринял его сначала довольно враждебно, обзывал интеллигентом и горожанином. И было за что. Актёр не пил, не курил, не матерился. Долготерпеливый Иван Петрович сначала отмалчивался, а потом взорвался, и показал Шукшину свою крестьянскую удаль.

Он взнуздал Шукшина, запряг как коня и стал на нём пахать, изображая пахаря. Шукшин был в шоке. Но после этого случая полюбил Рыжова всей душой, сняв позже артиста в нескольких своих фильмах.

Кстати, трезвость актёра, его гармоничный образ жизни, во многом и помог ему существовать в нашем кинематографе почти 60 лет. Благодаря своей прекрасной физической форме и здоровью он смог сняться в таком огромном количестве фильмов. А ещё ведь Иван Петрович очень плодотворно работал в озвучке. Его голосом говорят многие мультяшные персонажи и многие герои западных картин.

Ещё Иван Петрович был любимым актёром режиссёров снимающих «Фитиль». Наверно больше него в этом любимом народом сатирическом киножурнале не снялся никто. С начала 1960-х по конец 1980-х годов актёр регулярно снимался там.

Играл артист не только положительных дедов. При необходимости мог отлично сыграть и любую отрицательную роль. Как например он изобразил деда-мешочника в фильме «Самый медленный поезд», который приехал спекулировать в прифронтовую полосу. Совершенно омерзительного персонажа изобразил Иван Рыжов в кадре.

Недаром его другие герои картины выкинули из поезда с его мешком. А какого гадкого плантатора покупающего рабов придумал артист в фильме «Мы вас любим». Ну просто отпетый негодяй получился на экране!

Но всё же больше актёр в свои лучшие кинематографические годы изображал умудрённых дедов, часто энергичных и расторопных, к которым зритель всегда относился с большой теплотой. От его персонажей веяло добродушием и домашнестью.

Вот так Иван Петрович и промаршировал своими киноролями, переходя из эпохи в эпоху, аж до конца 1990-х годов. Играл пока были силы.

В личной жизни актёра Ивана Рыжова тоже всё сложилось радужно и счастливо. У него был долгий и счастливый брак и одна единственная любимая женщина. Рыжов был женат долгие годы на актрисе Нине Никольской. Больше шестидесяти лет длился этот счастливый союз двух душ.

Семья Рыжовых была открытой и гостеприимной. Многие друзья к ним приходили без приглашения и всегда получали радушный прием хлебосольных хозяев. Отношения супругов были предметом зависти у многих, кто знал их семью.

Так получилось, что и ушли супруги один за другим. В 2003 году умерла Нина Петровна, а ровно через год ушёл и Иван Петрович. Причём во многом его смерть была на совести медиков. Он упал и поранил себе руку о стекло. Перевязанная плохо рука привела к заражению крови и быстрой смерти актёра. Если бы не этот нелепый случай, то известный артист вполне бы мог дожить до своего столетия. Но и 91 год прожитый на Земле это неплохой срок.

Хоронили выдающегося актёра скромно. Нигде в прессе не сообщили о его кончине, и на панихиду пришло всего несколько человек.

Зато нам остались его полтораста ролей в кино. И у каждого зрителя есть своя любимая роль Ивана Рыжова. Будь то старик Фёдор, отец Любы в «Калине красной», директор конезавода в «Цыгане», дед Николай в «Целуются зори», Андрон в «Тени исчезают в полдень», генерал в «Когда наступает сентябрь», или какая-нибудь другая.

Оцените статью
Иван Рыжов. Главный кинодед Советского союза
Браки и разводы главного аристократа советского кино — Аристарха Ливанова