Совсем не братская любовь

Дьявол! Воплощенный дьявол! Грехи графа Арманьяка и без того исчислялись десятками, но теперь они превысили всякое терпение, и человеческое, и, вероятно, божеское.

Пятнадцатый век, безусловно, не славился добродушными и милосердными людьми, но печально известный граф превзошел многих греховодников. Ведь он, страшно представить, воспылал к своей родной сестре…отнюдь не братскими чувствами.

Жан IV, граф Арманьяк, имел большую семью: за свою жизнь он обзавелся 6 детьми. И состояние его, и амбиции были велики, а потому сиятельный вельможа рассчитывал наилучшим образом распорядиться их судьбами.

Родившемуся в 1420 году сыну, названному в честь него Жаном, он прочил великую карьеру, а потому наследника с ранних лет приобщали к полной тягот и лишений военной стезе.

А вот девочке Изабелле, появившейся на свет через 10 лет после брата, в 1430 году, предназначалась совсем иная участь. Жан IV рассчитывал увидеть ее королевой. Тем более, что такая возможность казалась вполне реальной.

Гордый гасконец, царь и бог на своих землях, опасался попасть в излишнюю зависимость от французского короля Карла VII, а потому готов был заключить выгодный союз с англичанами. «Договор о взаимопомощи» мог быть скреплен удачным браком: холостому королю Генриху VI Английскому как раз требовалась жена.

Переговоры о замужестве юной Изабеллы длились почти 3 года — с 1441 по 1443 год, и окончились весьма драматически. Когда Карл VII узнал об интригах графа, он приказал схватить его, что и случилось в 1443 году: и Жан IV, и Изабелла были пленены.

Отец и дочь провели в заключении около трех лет, а после содержались в замке под надзором людей короля.

В 1450 году мятежный граф Арманьяк скончался, и в наследство вступил его сын, тридцатилетний Жан V, высоко ценимый королем. Все эти годы он провел на военной службе и теперь рассчитывал возглавить свои владения, обосновавшись в Гаскони.

«Неистовый в своих желаниях и властный в своих действиях», — как описывали его современники, Жан отличался буйностью нрава и большой физической силой. Некрасивый — невысокий, коренастый, с буйной рыжей гривой — он до сих пор не имел ни жены, ни детей.

Ожидалось, что став хозяином земель, новый граф остепенится и не замедлит обзавестись семьей…однако все получилось иначе.

В родном Лектуре его встретила сестра. Изабелла, матримониальные планы на которую некогда потерпели крах, уже прослыла одной из красивейших женщин королевства.

Все то, в чем судьба обделила ее брата, досталось ей: и мягкие золотые локоны, и нежная кожа, и приятные черты лица…Однако, вопреки ожиданиям многих достойных женихов, Жан не спешил выдать девушку замуж.

Напротив, вскоре поползли по Гаскони, а потом и вышли за ее пределы весьма неприличные слухи: говорили, будто неистовый граф воспылал к сестре совсем не братскими чувствами.

Неизвестно, принудил ли он сестру ответить на его желания или ей самой пришелся по нраву могучий воин, а только спустя несколько лет сплетни дополнились новыми подробностями: Изабелла родила двух сыновей — Жана и Антония.

Правда выяснилась к 1455 году, когда Жан V объявил: он хочет заключить официальный брак. И готов повести под венец свою избранницу, обожаемую им Изабеллу. За разрешением на брак граф Арманьяк обратился к Папе Римскому, который пришел в негодование от столь неприкрытой дерзости. Приговор прозвучал сурово: отлучение для обоих!

Король Карл VII, однако, не был столь строг: он обещал помочь своему верному слуге. От графа требовалось прервать кровосмесительную связь, и тогда ему будет позволено вернуться в лоно церкви. Виновный решил покориться воле папы и короля: покаялся…и был официально прощен. Казалось, дело удалось замять.

Однако через год до монарха дошел новый слух: пригрозив приходскому священнику, Жан V заставил его провести церемонию венчания. Изабелла, родившая их третьего ребенка — малышку Розу, стала женой родному брату! Гонцы, присланные взбешенным королем, едва избежали гибели от руки Арманьяка…

Карл VII воспринял поведение вассала как личное оскорбление. В мае 1455 года король собрал армию: непокорного графа следовало поставить на место. Впрочем, просить о помиловании Арманьяк не спешил: он отправил Изабеллу в Испанию, а сам принял сражение. Лектур сдался лишь после трехдневных боев. Жан V успел бежать.

Жизнь в изгнании оказалась не слишком приятна, тем более, что король конфисковал в казну владения Арманьяка. Лишенный имущества граф оказался более сговорчив: он отправился в Рим, где сумел договориться.

Папа наложил на него строгую епитимью: четырнадцать лет подряд Жан должен был совершать ежегодное паломничество, а еще — носить на шее железное кольцо весом в семь фунтов (около 3 кг.) и поститься три раза в неделю.

За это Папа дал ему отпущение грехов и написал королю Франции письмо с просьбой о помиловании раскаявшегося вассала. Людовик XI, сменивший на троне Карла VII, в 1461 году простил Жана V, вернув ему все его имущество и восстановив в правах.

Однако милости граф не оценил. Выделив 4 небольшие синьории в пользование Изабелле, вместе с другими видными лицами королевства Жан V затеял заговор против короля. Даже женитьба в 1469 году на Жанне де Фуа — на сей раз одобренная церковью — не усмирила его.

Он был убит при очередном захвате Лектура королевскими войсками в марте 1473 года. А спустя три года, 4 августа 1476, его сестра Изабелла ушла из жизни при загадочных обстоятельствах (вероятно, она была отравлена).

Оцените статью
Совсем не братская любовь
Любовь кровавой Салтычихи