«Золотая клетка» с мужем-деспотом, а потом счастливый брак. Хотя хорошего в нем ничего не было: Антонина Шуранова

Умная, интеллигентная, скромная Антонина Шуранова. Сегодня почти невозможно представить кого-то другого в роли утонченной княжны Марьи Болконской в фильме «Война и мир» Кажется, она просто сошла со страниц толстовского романа.

Маленькая художница

Родилась Антонина Шуранова в Севастополе в 1936 году и была первым ребенком у родителей. Помимо неё в семье подрастали еще две девочки. Отец родом из северной столицы, с началом войны ушел на фронт и домой уже не вернулся — погиб.

Вдова приняла решение перебраться в небольшую квартирку в Ленинграде, оставшуюся от мужа. Одну из комнат пришлось сдавать, так как девочки подрастали и денег катастрофически не хватало.

Росла Тонечка неугомонной, но очень усидчивой. Соседи даже посмеивались, мол, будешь Тонька, министром. Но девочка мечтала совсем о другой профессии.

Целыми днями она рисовала. Сначала это были неуклюжие мишки да зайчики. Потом домики и цветочки. К 14 годам девчушка уже вовсю владела техникой живописи и могла запросто написать портрет или пейзаж.

— Самородок!- восхищались все вокруг.

— Буду художником,- скромно говорила она

В школе тоже ее хвалили. Помимо прекрасной учебы и примерного поведения, девочка радовала учителей и маму большой активностью. Она пела в хоре, участвовала во всех спортивных мероприятиях и даже стала волонтером местного зоопарка.

А уж когда определилась с профессией, стала пропадать в Эрмитаже. Позже здесь же записалась на курсы искусствоведа и после занятий в школе мчалась туда на всех парах.

Простушка-садовод

Возможно, она никогда бы не стала актрисой, если бы однажды ей не доверили прочесть отрывок из пьесы Лопе де Веги на одном из важных мероприятий города. Зрители были восхищены вхождением в образ юного дарования. И чуть не отбили себе ладошки, пока аплодировали.

Вечером Тоня призналась маме, что ей очень понравилось выступать. И теперь она хочет стать актрисой. Та ласково погладила дочь по голове:

— Эх, Тошенька. Главное — хорошим человеком стать, а профессия — это дело десятое.

В тот период в семье возникли большие трудности. И вскоре девушке напрочь пришлось забыть и о сцене, и о кистях с мольбертом. Нужно было помогать маме поднимать сестер. И Тоня оправилась учиться в техникум зеленого строительства. А затем три года проработала садовником на Выборгской стороне.

Некрасивая…

Однако мечту свою не оставила. Успешно сдав экзамены в Ленинградский театральный институт, девушка была зачислена на курс Татьяны Сойниковой, принцип которой помнила всегда: если ты не добился успеха за 10 лет, из профессии нужно уходить. К счастью, наша героиня добилась его гораздо раньше.

После блестящего окончания института Шуранова стала частью труппы Ленинградского театра юного зрителя. На сцене которого сыграла в таких постановках, как: «Глоток свободы», «Профессия», «Свои люди — сочтёмся», «После казни прошу…».

В это с трудом сейчас верится, но на фоне всех достоинств Антонины был у нее один немалый недостаток. С самого раннего детства она не любила свою внешность. Ей казалось, что она жутко некрасива. У нее никогда не было зеркала. Она в принципе не любила в него смотреться. Терпеть не могла фотографироваться, а уж если и попадала в кадр, то смотрела на себя с отвращением.

Несмотря на все это, многие так не считали и видели ее красоту благородной, классической, а не просто конфетной. К тому же у нее был изумительный, маняще-грудной голос и некая манкость.

— Ну какая же ты некрасивая, — внушала ей мама. — Посмотри, какие у тебя огромные глаза, длинная шея.

Никакого кино!

Когда Тоню еще в институте пригласили сниматься в массовке, она резко ответила отказом.

— Я буду только театральной актрисой!- сказала, как отрезала она.

Тем не менее сняться все же пришлось. Нужны были деньги, а за появление в кадре платили. Хотя и сущие копейки. Роль блокадницы в картине «Балтийское небо» была настолько незначительной, что Антонину даже не удостоили упоминания в титрах.

Это еще больше укрепило в ней желание никогда не сниматься! На съемочной площадке начинающей артистке категорически не понравилось. Она не могла выразить себя, свое видение персонажа, а лишь как робот выполняла требования режиссера.

— Кино не моя стихия,-говорила она всем.

Вскоре актриса попала на съемочную площадку во второй раз. В киноленте «Кюхля» она сыграла Дуню. Но и здесь получила лишь негативные впечатления.

И все же кино!

К счастью, ее мнение о себе как о киноактрисе изменилось в одночасье, после того, как она попала в мир настоящего большого кинематографа.

Однажды в ТЮЗ приехали представители «Мосфильма», которые искали талантливых актеров в картину Сергея Бондарчука «Война и мир». Обратили внимание и на Тоню, пригласив ту на пробы на роль княжны Марьи Болконской.

Правда, сама она тут же отвергла это предложение:

— Какая из меня Марья?- удивилась она. — Она утонченная аристократка. Я совсем на нее не похожа…

О том, что именно ее хочет видеть в этой роли сам Бондарчук, она узнала уже в Москве. Режиссер так и не смог отказаться от идеи снять Шуранову и задействовал «Мосфильм». А те, в свою очередь, надавили на руководство ТЮЗа.

— Я даю вам максимум свободы на съемочной площадке,- обещал ей Сергей Федорович.

Тоня согласилась.. и на пробах 12 дублей подряд проплакала. А после премьеры проснулась знаменитой. Образ княжны стал для актрисы знаковым. Предложения сниматься посыпались одно за другим.

Шуранова играла Розу Люксембург, Антонину Графтио, Розалию Землячку и Ларису Рейснер. Ее привлекали сложные персонажи, противоречивые, строгие. Актриса признавалась, в этих ролях она копировала свою мать — женщину требовательную, непоколебимую, с твердой рукой.

Благодаря съемкам в кино она научилась ездить верхом, преодолела страх общения с большими собаками, освоила игру на музыкальных инструментах и даже ставить уколы. Единственное, что сильно ее расстраивало — это съемки в фильмах о войне.

Шуранова не демонстрировала свои чувства при коллегах, но дома, находя укромное место, тосковала: по детству, по отцу, которого очень рано потеряла…

Странный брак

Не считая себя красавицей, Тонечка отличалась веселым нравом. Она умела поставить себя в любой компании, не стеснялась выражать мысли и быстро находила общий язык. Бесконфликтная, добрая, искренняя девушка имела много знакомых и друзей, к ней частенько обращались за советом.

— Это человек, умеющий хранить секреты и поддержать в сложной ситуации, -так отзывались о будущей звезде однокурсники.

Конечно, у такой девушки было много кавалеров. А ей очень нравился однокурсник Коля. Постепенно студенческая жизнь и романтика дружеских вечеров их сблизила. Молодой человек провожал Тоню до дома, она приглашала его к себе домой. И вскоре ребята поженились.

А еще через полгода оба поняли, что сильно поторопились. Им было неинтересно вдвоем. Николай оказался инфантильным и совершенно не хотел развиваться дальше. Ему не нужны были ни выставки, куда супруга его периодически зазывала, ни спектакли. Даже на посиделки к друзьям в студенческое общежитие его с трудом можно было вытащить.

Однажды Тоня попросила встретить ее у соседнего подъезда. К подруге приехала сестра, с которой она давно не виделась, и девушки засиделись допоздна. Но Николай так грубо «отшил» жену, заявив, что не собирается ночью выходить из дома, что та даже расплакалась. Это стало последней каплей их отношений. Через неделю их развели.

Золотая клетка

Далее был не менее странный брак. И тоже изжил себя, едва начавшись. Муж Шурановой работал врачом, причем на хорошей должности, да еще и с коммерческой жилкой внутри. Денег в доме было предостаточно.

Тоня поселилась с ним в трехкомнатной квартире недалеко от Театральной площади, а на работу ее привозил личный водитель.

И все бы ничего, но такую жизнь можно было смело назвать «золотой клеткой». Супруг требовал от Тони полного подчинения. Каждый вечер она выслушивала тирады по поводу профессии и частых задержек в театре. Его не устраивало отсутствие детей и то, что супруга не может вести хозяйство по дому и подавать горячее к его приходу.

Как то раз актриса уехала на гастроли, предварительно сложив в чемоданчик все свои вещи. И обратно к деспотичному мужу не вернулась. Он устраивал ей настоящие облавы у театра, подкарауливал у дверей квартиры подруги, где она на время остановилась, писал на работу гневные письма и подговаривал коллег.

Это было очень непростое время для Шурановой. Неизвестно, как бы актриса вышла из этой ситуации, если бы не поддержка коллег. Особенно рьяно ее защищал друг — Александр Хочинский.

Забегая вперед, напишу, что спустя время Хочинский станет ее мужем. И именно этот брак она назовет самым счастливым. Хотя хорошего в нем ничего не было…

Саша

Александр Хочинский рано начал жить самостоятельной жизнью. Буквально сразу после его поступления в театральный мать отселила сына в коммуналку, потому что парень поздно возвращался, собирал шумные компании и любил погорланить песни под гитару.

Когда Сашу забирали в армию, у него уже была жена Ирина Асмус (многие из вас наверняка помнят улыбчивую, задорную Ириску из популярной программы «АБВГДейка»). Но со службы его не дождалась. Узнав об этом, молодой человек поседел в одну ночь.

Его страдания были настолько сильны, что первое время в сторону других девушек он даже не смотрел. А если попадал в разнополую компанию, тут же старался оттуда сбежать.

Но время шло, рана затягивалась. Оправиться от предательства окончательно ему помогла встреча с красавицей художницей Мариной Азизян. Познакомились они в театре, но вместе прожили недолго. Все дело в том, что по натуре Саша был большим романтиком, и наличие жены совсем не мешало ему нежно ухаживать за другими девушками…

Оцените статью
«Золотая клетка» с мужем-деспотом, а потом счастливый брак. Хотя хорошего в нем ничего не было: Антонина Шуранова
Анка-пулемётчица и фея-крёстная — этапы случайной актёрской славы Варвары Мясниковой