Сама себя предложила

«Это немыслимо», — шептались придворные дамы. Первый министр хмурил брови. То, что произошло, нарушало все существующие правила. Но, с другой стороны, ситуация была тупиковой. Королева не может получать такие предложения. Она должна делать их сама. Так и получилось, что 11 октября 1839 года Виктория сама себя предложила. В жены.

Если мужчина девятнадцатого века планировал жениться, он должен был сначала получить согласие родни своей будущей невесты. Не счесть свадеб, которые не состоялись из-за этого. Александр Сергеевич Пушкин получил отказ от семьи Анны Олениной, к которой он посватался еще до Натальи Гончаровой.

Да и семья прекрасной Натали не сразу ответила ему «Да»! Герцог Кларенс, молодой красавец, безуспешно просил руки французской принцессы Елены Орлеанской. Отец девушки не хотел, чтобы она меняла католическую веру на англиканскую, и разрушил брачные планы герцога.

В Англии имелось множество нюансов, связанных с браком. До двадцати одного года девушка не имела права распоряжаться своей жизнью. Только с позволения родителей или опекунов. Если речь шла о человеке королевского происхождения, то согласие семьи требовалось до достижения двадцати пяти лет.

В 1839 году королеве Виктории было двадцать лет. То есть, с формальной точки зрения, чтобы «пригласить её замуж» следовало пойти на поклон к родителям…

И вот тут начиналось самое интересное! Отца у Виктории не было, он скончался, когда девочке не исполнилось и года. А мать королевы, герцогиня Кентская, занимала более низкое положение, чем её дочь…

Дело в том, что Виктория никогда не была королевской дочерью. Внучка государя, племянница монархов, но не дочь. Она чудом унаследовала трон, и стояла на ступень выше, чем собственная мать. Так что герцогиня Кентская, при всем желании, не имела права принимать решение за Викторию.

«Из всего выходит, — усмехнулся премьер-министр, герцог Мельбурн, — если королева захочет выйти замуж, то ей придется просить разрешения… у себя самой!»

Она была молода, а кроме того, в Англии очень давно не было правителей-королев. Последней перед Викторией стала королева Анна Стюарт, которая скончалась в 1714-м году.

Поэтому мало кто верил, что эта миниатюрная девушка (ростом сто пятьдесят сантиметров), которую мать держала в ежовых рукавицах и даже контролировала её питание (Виктория часто жаловалась, что голодала в детстве), удержит в руках государство.

«Её величеству нужен супруг», — всерьез обсуждали в палате лордов.

Действовать напрямую было невозможно. Даже намекнуть королеве, дескать «сделайте выбор в пользу такого-то принца», считалось вопиющим нарушением этикета. Ох уж этот этикет! Кого он только не перемолол! Маршал Бассомпьер в своих мемуарах рассказывал историю об испанском короле Филиппе III: тот сидел у камина и начал задыхаться.

Следовало как можно скорее отодвинуть кресло государя в сторонку, но придворного, наделенного таким правом, поблизости не оказалось. Пока искали достаточно знатную персону, чтобы помочь королю, Филиппа не стало.

Так и с королевой Англии. Следовало искать обходные пути. И тогда дело взял в свои руки… дядюшка. Леопольд I, король Бельгии, считал, что лучшей кандидатуры, чем принц Альберт просто не найти. Он был образован, хорош собой, подходил Виктории по возрасту и совершенно точно справился бы с ролью принца-консорта.

«Он обладает всеми качествами, которые можно пожелать, чтобы сделать меня совершенно счастливой», — писала Виктория – королю Бельгии, когда состоялось знакомство с Альбертом.

Но Виктория тянула время. На короткий промежуток в её жизни появился яркой молнией наследник российского престола, Великий князь Александр. Молодая государыня была так увлечена, что в Лондоне забеспокоились.

Впрочем, этот эпизод пришлось оставить в прошлом. Обе стороны понимали, что отношения невозможны – ни Виктория не могла уехать в Петербург, ни Александр не мог променять Россию на Англию.

И при повторной встрече с Альбертом всё решилось. Он прибыл 10 октября 1839 года. На тот момент Виктория понимала: надо что-то решать. Альберт не мог просить её руки – он принц, а она королева! Альберт не мог обратиться к ее матери – герцогине нельзя указывать королеве!

Это был совершеннейший тупик, выход из которого стал неожиданным. 11 октября, прогуливаясь с Альбертом по коридорам дворца, Виктория… сама себя предложила. В нарушении этикета и многих правил. Девушки не делали первого шага! С другой стороны, а как еще она могла поступить?

Свадьба была назначена и состоялась 10 февраля 1840 года. Достаточно скоро после помолвки – 4 месяца! Королевские торжества могли готовить от полугода и дольше… Новобрачные светились от счастья и прожили, действительно, хорошую жизнь вместе.

Бывали у них и размолвки, бывало и непонимание: как у всех. Однако умирая, Виктория дала распоряжение о своем последнем пути – под стеганой подкладкой её гроба, на дне, положили слепок с руки принца Альберта. Он ушел намного раньше неё. Но в свой финальный час королева пожелала, чтобы его частица была вместе с нею.

Оцените статью