Скобцева и Бондарчук. Кому прекрасная пара, кому красная тряпка для быка. Они знали — впереди не одно испытание

Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук. Эта семья никого не оставляла равнодушным. Для кого-то их пара была идеалом отношений, примером взаимопонимания, трепетной любви и готовности всегда подставить плечо. Для большинства же она была как красная тряпка для быка.

Масштаб личности режиссера, его успех в мировом кинематографе многим не давали покоя. А счастливая семейная жизнь только подливала масла в огонь. Они как будто предчувствовали: впереди ни одно испытание.

Хотя, когда судьба свела их вместе, Бондарчук был на пике своей актерской славы. Он уже снялся в картине “Тарас Шевченко” и настолько понравился в ней Сталину, что в том же году актеру присудили звание Народного артиста СССР.

Ирина Скобцева окончила искусствоведческий факультет МГУ. Она была далека от мысли стать актрисой. Но судьба распорядилась иначе. Учиться в Школу-Студию МХАТ ее пригласил сам ректор Вениамин Радомысленский.

Они рано или поздно все равно бы встретились. Ирине Скобцевой прочили прекрасную карьеру. Ее заметили даже до дипломного спектакля и пригласили на киностудию имени Горького.

-Я решила, что поеду и только попробуюсь. Узнаю, что это такое. Даже не знала, где эта студия. И на остановке троллейбусной выходит женщина-помреж с Бондарчуком и говорит: -Вот у нас пробовалась девушка, познакомьтесь.

И мы познакомились. Есть такая поговорка: От судьбы не уйдешь.

Ирина Скобцева.

Студентка и Народный артист СССР будут встречаться все чаще и чаще. Каждая следующая встреча дарила им новые знаки. Однажды художник Василий Ефанов предложил Ирине написать ее портрет. Картину художник решил выставить на своем вернисаже. Там его увидел и Бондарчук.

-Ефанов меня пригласил. С одной стороны он выставил портрет своей мамы, а с другой — мой портрет. Вошла, а там Бондарчук. Я так испугалась и шмыг оттуда: Господи, стыд-то какой. И я убежала.

Ирина Скобцева.

Эта череда совпадений привела к тому, что в момент одной из следующих встреч оба смотрели друг на друга с повышенным интересом.

Они столкнулись на съемках фильма “Отелло” в 1955 году. Роль Отелло досталась Сергею Бондарчуку. А роль Дездемоны — Ирине Скобцевой. На тот момент Сергей Бондарчук был связан узами брака с Инной Макаровой. Съемки закончились. Но судьба уже все решила. Это был знак, противиться которому было невозможно.

-В финальной сцене, когда он меня душит, мы с ним поцеловались. Никто не видел, никто не знал.

Ирина Скобцева.

В небольшом костеле в Риге снимали сцену венчания Отелло и Дездемоны. Венчание проходило по всем канонам католической церкви.

После этого он сказал: -Ну теперь ты от меня не отвертишься”.

Бондарчук понимал, какое сокровище у него в руках. Он видел, что именно эта девушка способна дать ему то, о чем мечтает каждый мужчина.

-У меня была нежно любящая семья. Отношения отца и мамы, отношения папы с тещей и ко мне трудно назвать идеальными. Но, во всяком случае, в основе была любовь.

Ирина Скобцева.

Маленькая Ира впитала ее с детства.

-Во время войны нас отправили в эвакуацию. А моя мама, интеллигентная москвичка в туфельках на каблуках, была отправлена с группой женщин под Сталинград копать окопы. Мама отстала от группы. Вечером женщины пришли в барак: “А где Юлечка?”

А Юлечки нет. Они побежали и увидели холмик замерзший. Они раскопали ее и вынули совершенно обмороженную женщину.

Ирина Скобцева.

Единственным шансом спасти маму Ирины было вывезти ее самолетом в госпиталь в Куйбышеве.

-А был такой ветер. И самолетик трясется. А летчик уже завел мотор. Нам с бабушкой нужно было поднять маму. Летчик: -Давай давай скорее.

Потому что нас сносило. И представляете, я легла на снег, бабушка встала на меня и маму смогла погрузить.

Потом мы сами кое-как все в самолет погрузились. Мама выздоровела, а мы все были в Куйбышеве. Ей спасли и лицо, и ноги, и руки.

Ирина Скобцева.

Ирина Константиновна никогда не прятала седые пряди, которые появились у нее тогда. Для нее и всех, кто знал ее близко, они на долгие годы стали символом ее жизненной позиции: стоять за родных до конца.

Лишь однажды Скобцева выступила против мужа. Семья оказалась на грани развода.

-Один раз ужасно поссорились. Ужасно. Я произвела такое действие, которое сама от себя не ожидала.

Мы приехали на новую квартиру, кооперативную. Пришел к нам один знакомый с женой. Комната пустая, два кресла.

Мы с женой этого человека сели в комнате напротив на двух стульях. А у них большая бутыль на полу.

Ирина Скобцева.

Посиделки затянулись. Сергей Федорович мужчина крепкий. Он мог продержаться еще долго. А вот его друг едва стоял на ногах.

-Они тоже переехали в этот дом. Жена его меня пилит-пилит: -Мы не донесем. Поди скажи. Какой позор. Мимими….

А я абсолютно спокойно вхожу, беру эту бадейку и спокойно, что там есть, тихо выливаю на голову Бондарчуку.

Ирина Скобцева.

Такой реакции супруга Ирина Константиновна не ожидала.

-Он, не шевелясь, не говоря ни слова, сидит. Потом мы стаскиваем знакомого, доводим под ручки домой, укладываем на кровать.

Я прихожу домой. Бондарчук сидит также, как сидел.

И говорит: -Мы разводимся.

Я говорю: -Да. Мы разводимся.

Ирина Скобцева.

Поначалу актриса не поверила, что муж говорит серьезно. Но прошла неделя, потом еще одна. Но примирения так и не случилось.

-Прошел месяц. Он мне говорит: -Слушай. Эта бадяга мне надоела. Все. Я понял.

Я бы никогда не сделала того, что я сделала, если бы жена знакомого меня не довела: -Не дотащим, позор будет.

Ирина Скобцева.

Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук официально поженились через четыре года после “Отелло”. Они пришли в ЗАГС в новогодние праздники и расписались тихо, без свидетелей. Все эти четыре года их постоянно вызывали к партийному руководству на ковер за аморальное поведение.

Влюбленные старались не реагировать на травлю. Ирина Константиновна не любит вспоминать свой успех на фестивале в Каннах, потому что исполнителя роли Отелло туда не пустили. Следующие несколько лет от предложения сниматься не было отбоя.

Все это для актрисы станет неважным, когда в 1959 году, когда ее муж начнет снимать свой первый фильм “Судьба человека”. Пожалуй, только два человека поддержали Бондарчука в его стремлении снять картину. Это были его жена и автор рассказа “Судьба человека” Михаил Шолохов.

Почти год ушел на то, чтобы убедить руководство “Мосфильма” разрешить съемку. Наконец Бондарчук поехал в экспедицию. За ним неотступно следовала Ирина Скобцева.

-Туда-сюда. И вот это купе поезда. Хорошо, если будет мягкий вагон. И ты едешь с двумя подушечками, двумя пледиками, двумя тарелками, с термосом. Это были самые потрясающие, душевные, сокровенные моменты в нашей жизни.

После ухода Сергея Федоровича мне приснилось три сна. Эти сны были связаны с поездом и купе. Что мы сидим вдвоем в купе.

Ирина Скобцева.

В 1962 году Бондарчук начал снимать картину “Война и мир”. Рядом на съемочной площадке Ирина Скобцева с трехмесячной дочкой Аленой на руках. Воспитывать малышку помогала мама Ирины.

Все силы Бондарчука уходили на съемки. Написать эпопею — одно. Экранизировать эпопею — совсем другое. Отвлекаться от постоянного стресса Бондарчуку помогала резьба по дереву. Мало кто знает, что знаменитый режиссер всерьез увлекался деревянной скульптурой.

Только это и постоянная поддержка жены помогали ему выстоять во время съемок “Войны и мира”. Огромное нервное напряжение скоро дало о себе знать.

Во время подготовки двух серий к фестивалю Сергей Бондарчук пережил клиническую смерть. Во время перезаписи очередной серии “Войны и мира” режиссер упал замертво. Его сердце остановилось на целых 4 минуты. Ирина Константиновна не находила себе места.

-Меня не пускали четыре дня. Когда я пришла в палату, он посмотрел на меня такими глазами, и первое, что он сказал: -Ты знаешь, князь Андрей не в черноту уходит, когда умирает. А наоборот, в разбеливание.

Ирина Скобцева.

Вероятно, ощущение, что он должен довести до конца дело всей своей жизни, и помогло Бондарчуку встать на ноги. В 1968 году картина “Война и мир” получила “Оскар”.

Кажется, что в семье режиссера, наконец, наступила светлая полоса. Подрастали дети: Алена и младший Федор.

Но в одной экспедиции фильма “Ватерлоо” маленького Федю ждало несчастье.

-Посреди города Ужгород стоит гостиница. Площадь, а дальше быстрейшая речка с острыми валунами. Мы с сыном вышли погулять на речку.

Только я распрямилась, смотрю, а Федька уже среди этих валунов. Я за ним. Он из рук выскальзывает. В сумасшествии я думаю: если я его сейчас не схвачу, я его потеряю.

Я как дельфин наскочила сверху и накрыла его. Прибежали люди. Я была вся в крови, но спасла Федюню.

Ирина Скобцева.

Вскоре у семьи Бондарчук появятся еще дети. В 1971 году их пригласят преподавать во ВГИК. За 20 лет они выпустят пять курсов.

В этом же году Сергея Федоровича избрали Председателем Союза кинематографистов. Недовольных этим назначением было немало. С каждым годом недовольство только росло.

Ирина Константиновна, как могла, старалась оградить мужа от переживаний. Она все время говорила, что надо беречь сердце. Все думали, что Железный Бондарчук — несгибаемый руководитель и жесткий режиссер. Его слез не видел никто. Только она.

-Один раз слезы, а много раз голову в подушку. Он не мог пережить смерть Василия Макарыча. Он плакал: -Зачем мне эта картина. Не нужна мне эта картина.

В 1986 году, когда вышел в свет фильм “Борис Годунов”, возник новый всплеск непонимания. На этот раз поводом стало то, что в роли детей Бориса Годунова режиссер снял собственных детей.

В 1986 году Бондарчука отстранили от руководства Союзом кинематографистов. Вскоре после этого они с Ириной Константиновной поехали в Канны. Фильм “Борис Годунов” показывали вне конкурсной программы.

-Когда пошли аплодисменты, смотрю, Сергей все больше и больше вжимается в кресло. Аплодисментов стало больше, а он становится все меньше и меньше. Опускается и опускается.

Когда зал встал и начал аплодировать, повернувшись к нему, я говорю: -Сережа. Встань. Они тебе аплодируют.

А потом он говорит: -Ты представляешь, мне казалось, что меня захлопали наоборот.

Что было у человека все время в голове. Что произошло со всеми режиссерами этого периода.

Ирина Скобцева.

Скобцевой и Бондарчуку намекнули, что из ВГИКа пора уходить. После громкой отставки денег на новый картины не найти. Он добился контракта с англичанами и итальянцами на съемки “Тихого Дона”. Но и здесь ждало разочарование.

-Он знал, что будут коверкать картину. Он видел, что его детище убивают.

В 1994 году сердце Сергея Федоровича не выдержало в очередной раз. Спасти его не удалось. В этот момент вокруг Ирины Константиновны сплотилась вся семья. Поддержкой и опорой стали ее дети: Федор и Алена.

-Была Алена, которая с утра не отпускала меня целый день. А тут, когда она заболела…. Не могу говорить про Алену…

Ирина Скобцева.

Смерть дочери стала для Ирины Константиновны страшным ударом. Алена ушла в 2009 году. Сгорела от рака. Ее похоронили рядом с отцом на Новодевичьем кладбище.

Жизнь Ирины Константиновны всегда не давала кому-то покоя. Менялись времена, но не люди. Зависть была и будет всегда.

И от нее у Скобцевой была и оставалась только одна защита.

То единственное и настоящее, ради чего имеет смысл жить и бороться: ее семья.

Оцените статью
Скобцева и Бондарчук. Кому прекрасная пара, кому красная тряпка для быка. Они знали — впереди не одно испытание
«Я знала, что он женат»