Ее голос каждый в нашей стране знает с детства. Им поют герои самых любимых мультфильмов. “А облака — белогривые лошадки…”, “С голубого ручейка начинается река…” Крошка Енот, Чебурашка и, конечно, Заяц из “Ну, Погоди!” Всех их озвучила Клара Румянова.
Эта красивая хрупкая женщина, талантливая драматическая актриса, волей судьбы оказалась лишена возможности использовать свои внешние данные. И весь актерский дар, всю душу вложила в голос. Ее имя и голос в стране были известны любому.
А вот как выглядит актриса, публика не знала. Хотя ее внешность свела с ума многих мужчин. Да еще каких. Ей клялся в любви Владимир Высоцкий. А Николай Рыбников добивался ее руки.
Но красота не принесла актрисе счастья. Скорее стала причиной бед. После успешного дебюта в фильме Сергея Герасимова “Сельский врач” ее заметили и другие режиссеры. Знаменитый Иван Пырьев был очарован девушкой и предложил роль в своей картине. Стать новой Мариной Ладыниной. Устоять перед таким искушением сможет не каждая.
Но Клара не просто отказалась, она еще и раскритиковала сценарий, который Пырьев писал сам. Простить такое всесильный режиссер не смог. Путь на экран Кларе был закрыт. Жалела ли она о своем поступке? Извлекла ли урок из этой истории? Скорее всего, да.
Рыбников. И золотые часы
Рыбников влюбился в Румянову с первого взгляда. Как только они оказались на одном курсе во ВГИКе. Николай совершенно потерял голову. Он караулил Клару у подъезда, желая объясниться. Но Клара замечала его только для того, чтобы кинуть обидную фразу. А по словам коллег, она могла быть резкой, язвительной, грубой.
Рыбников пытался дарить цветы и конфеты. Но Клара просто швыряла ими в воздыхателя. Тогда он решил подарить что-нибудь по-настоящему дорогое и купил золотые часы. Истратил на них всю стипендию, да еще и у друзей занял. В общем, все как в фильме “Девчата”.
История эта среди киношников прогремела и в конце концов попала на экран. Правда, финал у нее был не такой, как в кино. В жизни было иначе. В ответ на подарок Клара при всех отвесила ухажеру оплеуху и произнесла: —Никогда больше не подходи ко мне.
Взбешенный Рыбников выкинул часы в окно, а потом несколько месяцев сидел на гречке, чтобы отдать долги.
Он решил просить руки Клары у ее мамы. Та была сдержанно-вежлива. Сказала лишь, что не может заставить дочь кого-то полюбить.
А вот Румянова, узнав о визите, просто вышла из себя. Подняла вопрос о поведении Рыбникова на комсомольском собрании. И пообещала пожаловаться в учебную часть. Рыбников с трудом излечился от своей любви, увлекшись другой однокурсницей — Аллой Ларионовой.
За два года до смерти Рыбникова Румянова навестила его в больнице после инсульта.
Николай спросил: —Почему же ты меня тогда отвергла?
Клара с грустью ответила: — Глупая была.
Песни басом
У Румяновой была черта характера, которая портила ей жизнь. Клара не могла просто так с чем-то согласиться. У нее внутри словно сидел какой-то чертенок. То, что Клара решила стать актрисой, отчасти следствие ее непростого характера.
Ей прочили блестящую карьеру певицы. Девочка обладала удивительным голосом. Во время войны она вместе с мамой выступала перед ранеными. Те смеялись до слез. Поскольку хрупкое создание с огромным бантом затягивала песни басом.
“С таким диапазоном тебе прямая дорога в консерваторию”, — говорили ей.
Упрямый бесенок внутри тут же встряхивал рогатой головой. “Ни за что!”
Клара выбрала кино. Удивительное несоответствие ее голоса и внешности подметил режиссер Сергей Герасимов. И взял на свой курс во ВГИКе. Кто бы мог подумать, что ее бас однажды превратится в тоненький детский голосок зайчиков и ёжиков.
Потеря голоса
Студенткой ВГИКа Клара Румянова вместе с однокурсниками ездила по Подмосковью. Чтобы подзаработать ребята выступали с концертными номерами. В одной из таких поездок девушка сильно простудилась. Да так, что чуть не умерла. Врачи диагностировали крупозное воспаление легких. Месяц в больнице и в результате полная потеря голоса.
Ни о каком продолжении учебы в Институте кинематографии речи быть не могло. Кому нужна безголосая актриса. Но мастер курса Сергей Герасимов очень не хотел расставаться с талантливой студенткой. Заявил: —Она танцует лучше всех.
Он показал ее специалисту-фониатру по голосовым связкам.
Тот не нашел ничего обнадеживающего. “Редкие связки. Говорить она, может, и будет. А вот петь — нет”.
Месяц, а то и больше, Герасимов общался с Кларой записками. Так рекомендовал врач.
А когда голос восстановился, его стало просто не узнать. Новые способности голоса Румяновой проявились в необычной ситуации и поразили всех вокруг. Дело было на съемках картины Сергея Герасимова “Сельский врач”.
Там третьекурсница Клара играла роженицу. Роль была практически без слов. Младенец, которого принесли на съемочную площадку, только что плотно покушал и не хотел не только кричать, но и вообще просыпаться. Смена заканчивалась. Режиссер и актеры нервничали. Вдруг Клара неистово закричала голосом младенца. Съемочная группа ахнула.
Эту историю живо обсуждали в киношных кругах. Вскоре Румяновой поступило сразу несколько предложений озвучить героев мультфильмов. Клара негодовала. Сам Сергей Герасимов прочил ей большое будущее на экране. Того и гляди, сбудется ее мечта затмить саму Орлову. А тут. Работа за кадром. Она отказалась. Потому что жила ожиданиями звездных ролей.
Пырьев
Наконец Румянова получила предложение мечты. Ее позвал на пробы сам Иван Пырьев. Он готовил к запуску картину “Испытание верности” и видел Клару своей героиней. Встреча состоялась в кабинете на “Мосфильме”. Мэтр испытывал слабость к хорошеньким актрисам. Но Румянова не собиралась позволять вольностей никому.
К тому моменту Клара до совершенства отточила свою способность задевать за живое. И дала волю иронии. Пырьев был взбешен: -Да кто она такая? Что о себе вообразила!
Румянова попала на “Мосфильме” в черный список. Историю ее ссоры с Пырьевым обсуждали все, кому не лень. В кино приглашали крайне редко. На эпизодические роли, которых нет даже в титрах.
«Война и мир»
В самом начале 60-х Кларе Румяновой выпал шанс круто изменить судьбу. Она не только обрела личное счастье, но и получила роль в картине, съемки которой поражали грандиозным размахом.
Ее мужем стал режиссер и актер Анатолий Чемодуров. Он был известен по роли Сергея Левашова в нашумевшей героической ленте “Молодая гвардия”.
Безумно влюбленный в свою жену Чемодуров попросил друга Сергея Бондарчука помочь ей. Дать возможность показать, что в черный список талантливую актрису определили несправедливо. Так Румянова получила роль княжны Марьи Болконской в киноэпопее “Война и мир”.
Клара была окрылена. Хотела сыграть как можно убедительнее. Но тут вовсю проявил себя проклятый чертенок внутри. Румянова капризничала на площадке, скандалила с гримерами. И даже позволила себе замечание в адрес режиссера в присутствии съемочной группы.
В итоге княжну Марью в мировом киношедевре сыграла Антонина Шуранова. С тех пор слава о сложном характере актрисы бежала впереди нее. Лишний раз с ней просто решали не связываться.
Мультфильмы
Девять лет спустя после истории с криком младенца Румянова все же решила попробовать себя в озвучании мультфильмов. Первой ее работой стала роль храброго мальчика Асана в картине”Чудесный сад”. В подобной работе есть свои тонкости. Не всякому обладателю подходящего голоса удается добиться успеха.
Но Кларе удалось. В следующем, 1963 году, она озвучила 6 мультфильмов. В 1964 — уже 10. Одним из них стала лента Вячеслава Котеночкина “Следы на асфальте”.
Обладатель такой фамилии представлялся Кларе человеком маленького роста, мягким и застенчивым. Увидев перед собой настоящего русского богатыря, Румянова выпалила: -Какой же вы Котеночкин? Вы котище!
Режиссер расхохотался. И они подружились.
Когда через 4 года Котеночкин приступил к съемкам “Ну, погоди!” роль зайца уже была забронирована за Кларой. И этот заяц стал настоящей звездой. Клара Румянова стала звездным голосом мультипликации.
Она озвучивала по 10 мультфильмов в год. И каких!
“Малыш и Карлсон”, “Приключения Чебурашки и крокодила Гены”.
Взлет в карьере совпал с кризисом в семейной жизни актрисы. Чем чаще приглашали работать Клару Румянову, тем меньше снимали ее мужа Анатолия Чемодурова.
Чтобы остаться в кино, он пошел работать вторым режиссером на площадку. Но наблюдать, как блистают перед камерой твои коллеги-однокурсники, пока ты руководишь массовкой, было для Чемодурова невыносимо.
Он начал пить. Чемодуров болезненно переживал не только крах своей актерской карьеры, но и мечты о полной семье. Они с Кларой очень хотели ребенка.
Развод
Но. Кларе было всего 17, когда она впервые забеременела. Пылкая любовь и юношеский брак. Муж, молодой пианист, метил к звездам классической музыки. Он поставил Кларе жесткое условие: либо я, либо театральный институт. Надо ли говорить, что Клара вспылила и отправилась к подпольной повитухе. Больше она детей иметь не могла.
Однако не считала, что это дает право ее второму мужу Чемодурову топить разочарование в алкоголе. Они развелись в 1973 году. Клара ушла, оставив бывшему мужу кооперативную квартиру, мебель и автомобиль.
Недостатка в мужском внимании она не испытывала. За ней ухаживали настоящие звезды той эпохи: Муслим Магомаев, Николай Сличенко и космонавт Георгий Береговой. Однако дальше букетов эти отношения никогда не заходили.
В 1976 году Александр Митта пригласил ее в свою картину “Сказ про то, как царь Петр арапа женил”. На почти бессловесную роль жены боярина Артищева. Главными звездам на площадке были Владимир Высоцкий и его очаровательная юная партнерша Ирина Мазуркевич.
Однако Высоцкий оказался сражен 36-летней Румяновой. Высоцкий дарил ей цветы, посвящал стихи. По разговорам, даже предлагал ей выйти за него замуж. Но Румянова, которая только что распрощалась с сильно пьющим мужем, поставила условие: —Бросишь пить — поговорим.
В третий раз Клара вышла в 1979 году за военного моряка, далекого от искусства. Но и тут ее ждало горькое разочарование. Супруг не мог справиться с приступами ревности. Он ревновал Румянову ко всем партнерам по озвучанию. В конце концов это стало невыносимо, и они развелись.
Записки маме
Клара навсегда оставила даже мысль о браке. Ее семьей была только мама. У Клары была лакированная шкатулка. В этой шкатулке она хранила записки, которые адресовала единственному близкому человеку. Маме. Часть из них была написана при жизни Анны Петровны. Так Клара решала конфликтные ситуации: мирилась, просила прощения, объяснялась.
Иногда эти записки походили на дневник школьницы.
“Сегодня мама проснулась не в настроении. Мамочка. Не переживай. Я все исправлю.
Знаешь, мама. Как ты надоела мне своими капризами. И следом… Мама. Как я могла такое сказать.
Когда в 1990 году мамы не стало, 60-летняя Румянова все равно продолжала писать.
Так ей казалось, что она не одна на белом свете.
Эту шкатулку и записки уже после смерти Клары Михайловны нашла директор Гильдии актеров кино Валерия Гущина, когда искала паспорт актрисы. Мамы не стало как раз в тот момент, когда начала разваливаться страна.
Клара Румянова жила на гонорары от мультфильмов и радиоспектаклей. Совершенно мизерные. Однако скоро и их не стало. Последний выпуск “Ну, погоди!” вышел в 1994 году. Но Клара Михайловна по-прежнему приходила на”Союзмультфильм”. Чтобы про нее не забывали.
Книга “Имя мне — женщина”
Понимая, что актрисе часто не на что купить даже самое необходимое, коллеги приглашали ее в коммерческие проекты. Но она отказывалась. Приглашали в рекламу. Не шла. У нее были свои принципы, которым она не могла изменить. Она решила написать книгу. Сборник пьес о великих женщинах России.
Клара часами просиживала в библиотеках, подбирая исторический материал. Книга “Имя мне — женщина” увидела свет и удостоилась Пушкинской премии. Румянова проводила встречи со зрителями, на которых читала отрывки и словно расцветала. Она не отдавала себе отчет, что зрители пришли не послушать о Дашковой, а на живого зайчика посмотреть.
Но Клара Михайловна не была слепой и глухой. Она все же поняла, что ее исторические изыскания не волнуют публику. Она заперлась от всех в своей квартире на 1-м Мосфильмовском переулке, который незадолго до этого по иронии судьбы переименовали в улицу Пырьева.
Последние годы
В 1995 году в составе культурной делегации Клара Румянова посетила Флоренцию. Программой было запланировано посещение монастыря Санта-Кьяра. Как только Румянова переступила порог обители, монахини бросились ее целовать, причитая: -Санта Клара, Санта Клара.
Оказалось, Клара невероятно похожа на свою тезку. Святую, в честь которой назван монастырь. Клара Михайловна долго смотрела на икону, в которой узнавала себя в молодости. Портретное сходство казалось невероятным. Вернувшись в Москву, Клара Румянова, которая прежде считала себя атеисткой, приняла обряд крещения, выбрав себе в святцах имя Екатерина.
Она жила практически отшельницей, редко принимала гостей. А все ее печали и радости, казалось, были связаны только с давним прошлым. Коллеги и их общественное объединение Гильдии актеров поддерживали Румянову, как могли.
Когда у актрисы диагностировали рак молочной железы, она отказалась от помощи врачей, уповая на народную медицину. Коллеги предполагали: признаться, что не права, попросить о помощи актрисе мешал характер. Но поделать с этим было ничего нельзя. Когда узнали, что она совсем плоха, решили, что за Румяновой будут ухаживать монахини, сестры милосердия.
Однако выдерживать характер подопечной не всем оказалось под силу. Выдержала только одна, которая все последние несколько месяцев была с ней. Вся помощь, которую Румянова просила у своей сиделки — это готовить заячий суп из капусты и морковки, полный, по ее словам, витаминов. И разговаривать.
Одиночество. Именно оно заставляло страдать ее больше всего. Два года она выращивала разные растения и верила, что это поможет в борьбе против рака. Она понимала, что конец земной жизни близок.
Она хотела уйти с легкой душой. Радовалась, что успела тепло проститься с Николаем Рыбниковым.
И простить Ивана Пырьева. Они встретились в парке за год до его смерти. Иван Александрович тогда сожалел о своем поступке и о том, что уже ничего не исправить.
-Прости меня, Христа ради, за то, что я сломал твою жизнь. Это были вот такие слова.
Клара Румянова в одном из последних интервью.
Теперь и Клара Михайловна, в свою очередь, хотела закончить земные дела. Больше всего ее тяготило, что некому завещать свое имущество.
Утром 18 сентября 2004 года сестра милосердия заметила, что Клара Михайловна отошла в мир иной. Она набрала номер Гильдии актеров и сказала: —Я с усопшими никогда не сижу. Ключик кладу под коврик. Приезжайте. Кларочка преставилась.
Когда актриса умерла, оказалось, похоронить ее некому и не на что. Расходы взяла на себя Гильдия актеров кино, но в долг. У Общественной организации просто не было таких денег. Однако уже к вечеру необходимая сумма была собрана.
Люди, пришедшие отдать дань великой актрисе, несли цветы, а увидев картонную коробку для пожертвований, бросали туда деньги.
Так подтвердилось: сложный характер, вспыльчивость, язвительность, резкость — ничто по сравнению с талантом, подарившим нескольким поколениям детство, полное волшебства и удивительных героев.