Невесте было всего восемь, а жениху шесть лет. Такие детские браки были в порядке вещей в средневековой Англии, но это не значило, что дети-супруги начинали жить вместе.
И если на момент заключения брака для семьи Бошан породниться с Невиллами было невероятной удачей, то к тому времени, когда супруги объединились, Анна стала наследницей весьма внушительных владений. А это были земли Деспенсеров, титул графа Уорика и многое, многое другое…
Анну Бошан и Ричарда Невилла поженили, когда они были еще детьми. Но это не помешало им стать самой влиятельной парой в Англии, после короля и королевы. Хотя…. Не даром, мужа Анны прозвали «Делатель Королей»!
За долгие годы Войны Роз, именно Ричард Невилл, граф Уорик сперва поддержал Ричарда Йоркского, а потом возвел на трон его сына Эдуарда IV, а потом вернул короля Генриха VI, сражался за его сына Эдварда Ланкастера и даже выдал за принца младшую дочь, вынашивал планы сменить Эдуарда на его брата Джорджа Кларенса…
В общем, деятельный был мужчина, а супруга его во всем поддерживала.
Анна Бошан в замке Уорик организовала подобие северного королевского двора. Сюда присылали своих сыновей самые знатные лорды Англии, потому где, если не в доме Уорика, они получат лучшее воспитание и уроки воинского искусства.
Потому и были так тесно переплетены судьбы Ричарда Невилла и братьей Йорков – Эдуард, Джордж и Ричард воспитывались тут, обучались вместе с дочерьми графа и, уже тогда, он начал вынашивать планы весьма выгодного замужества для Анны и Изабеллы.
Только одно омрачало совместную жизнь Анны и Ричарда, у них не рождались сыновья. В красавицах дочерях граф души не чаял, но девочки годятся только на то, чтобы заключать союзы, разве могут они продолжить род Невиллов.
Ричард Невилл погиб в битве, сражаясь на стороне принца Уэльского из рода Ланкастеров. Король Эдуард IV хоть и воспитывался в замке Уорик, но не мог простить своему учителю неприязнь к супруге короля Елизавете Вудвилл и дальнейшие действия, направленные на его свержение.
Узнав о смерти супруга, Анна Бошан быстро сообразла, что ей лучше как можно скорее спрятаться под сенью монастыря и не напоминать о своем существовании.
Младшая дочь Анна Невилл, на тот момент вдова врага короля принца Уэльского, оказалась под защитой Ричарда Йоркского, весьма заинтересованного в браке с богатой наследницей. Страшая дочь Изабелла была замужем за братом короля Джорджем, ей также ничего не грозило.
И вот тут началось самое интересное. Женатые на сестрах братья, Ричард и Джордж, каждый счел именно себя истинным наследником графа Уорика.
Пока Анна Бошан из монастыря посылала королю и Парламенту прошения «Обсудить и взвесить по совести ее права и законный титул ее наследства, то есть земли графств Уорик и Деспенсеров, которыми она законно владеет по праву рождения и наследства, а также ее приданое и вдовью долю графства Солсбери в придачу к вышеуказанному», братья Йорки ссорились из-за каждого клочка земли.
Самое интересное, что у графа Уорика был наследник по мужской линии. По правилам майората, земли Невиллов наследовал младший сын маркиза Монтегю Джордж Невилл. Но парламент принял акт, запрещающий наследникам Уорика и Монтегю предъявлять любые претензии на любую часть наследства. Вот так вот просто.
Вдову графа Уорика и вовсе объявили… мертвой! В мае 1474 года все тот же Парламент объявил, что все права и требования вдовы Уорика аннулируются, «как если бы она была мертва».
Это был беспрецедентный случай в истории Англии, когда живую женщину объявляли официально мертвой. Отныне графиня Уорик не имела никаких прав, не могла писать писем и обращаться в суды или иные инстанции. Для закона ее больше не существовало.
Все наследство было поделено между Изабеллой и Анной, а значит, между их мужьями, братьями короля. Титул графа Уорик получил сын Изабеллы и герцога Кларенса, а графиней Солсбери стала их дочь Маргарита.
Нужно сказать, что герцог Кларенс считал, что все наследство Уорика должно достаться ему одному и это отрицательно сказалось на его отношениях с братом Ричардом, у которого всегда было непреодолимое стремление «сделать всем хорошо», так что он как мог боролся за справедливое распределение ресурсов между сестрами.
Физически вдова Уорика была все еще жива и вполне комфортно проживала вместе с дочерью Анной и зятем Ричардом Йоркским. У нее был собственный двор на содержание которого ежегодно выделялись значительные суммы.
Когда зять Анны Бошан стал королем Ричардом III, она получила официальную пенсию и поселилась в замке Уорик, воспитывая будущей наследника, сына Анны и Ричарда.
При этом Анна испытывала к зятю глубочайшую неприязнь. Откуда растут ноги этой неприязни можно понять, но по справедливости, Ричард как мог обеспечивал гордой теще наилучшие условия существования. Достанься забота о ней Кларенсу, сводила бы женщина концы с концами и выпрашивала денег на новое платье.
Как бы там ни было, теща заложила основу мифу о том, что Ричард был горбатым злодеем, благодаря многочисленным письмам (которые зять ей разрешал, несмотря на закон). Если вам об этом интересно, дайте знать в комментариях и я постараюсь написать отдельно.
Уже во времена правления первого короля из династии Тюдоров, Генриха VII, Анна Бошан была обласкана властью. Ей вернули часть принадлежащих по праву земель, она получала очень хороший доход и с нее сняли все ограничения «мертвой, но живой». Опять же, учитывая неприязнь вдовы Уорик к зятю, ее симпатии к новому королю выглядят не так уж и странно.
Существуют разные версии, почему король Тюдоров так хорошо отнесся к вдове. У нее было много причин не любить своего зятя. А мне больше нравится думать, что молодой король таким образом хотел компенсировать вдове несправедливость, которой она подверглась при Йорках.