Козни бывшей жены и растоптанная карьера: почему Олег Видов сбежал из СССР

В 60-70-х годах Олег Видов был одним из самых узнаваемых актеров: высокий, фактурный блондин с пронзительно голубыми глазами, он безупречно подходил на роли благородных героев. Несмотря на популярность на родине, в 1985 году артист сбежал на Запад. Что могло подтолкнуть Видова к такому решению?

Златовласый принц

Главные роли Олег Видов начал получать, еще будучи студентом ВГИКа. Режиссер Владимир Басов выбрал его для роли Владимира в фильме «Метель» по Пушкину. А Эраст Гарин увидел в Видове идеального принца-медведя в первой экранизации пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».

После института Видов снимался не только на родине, но и за границей. Так, он получил роль принца Хагбарда в датском проекте «Красная мантия» (1967). В тот период сотрудничество советских артистов с иностранными кинематографистами было событием из ряда вон выходящим. А тут Габриэль Аксель, который пользовался огромной популярностью в Европе!

«Помню, для разговора с режиссером и с чиновниками из Госкино я приехал из барака, где тогда жил, в стареньком изношенном пальто… Посмотрев на меня, Аксель воскликнул: «Это герой моего фильма. Настоящий викинг!» Но самое невероятное, что меня вдруг отпустили!» — вспоминал артист.

Видов не подозревал, что есть тайная договоренность на высшем уровне. Согласно ей, поездка Олега в Данию стала частью обмена. Деньги, заработанные им за границей, должны были покрыть гонорар французской актрисы Анни Жирардо, которую пригласили для участия в проекте Сергея Герасимова «Журналист».

Перед отъездом Видов получил строгие указания: одному никуда не ходить, не общаться с иностранцами. «Ты можешь стать объектом для вербовки западными агентами» — предупреждали актера.

Однако «ни одна собака не подошла». «Хотя за меня можно было не опасаться. Я был абсолютно советским человеком, и сам осознавал, какая ответственность на меня возложена», — пояснил артист.

Среди других заметных работ Видова — князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане», дипкурьер Сказкин в «Миссии в Кабуле», столичный доктор в «Стоянке поезда — две минуты». Но, вероятно, самая запоминающаяся роль Олега — в советско-кубинском фильме «Всадник без головы» (1973) по роману Майн Рида.

Супруга, которая доставила проблем

Видов был невероятно хорош собой — иногда даже казалось, что он стесняется своей красоты. Женщины любили его безумно. Неудивительно, что впервые к алтарю актер пошел еще в студенчестве.

В годы учебы во ВГИКе Олег женился на Марине, студентке отделения искусств, но союз оказался краткосрочным. Второй супругой Видова стала Наталья Федотова. Их знакомство произошло с подачи дочери генсека Галины Брежневой — близкой подруги Натальи и ярой поклонницы творчества Олега.

Видов и Федотова оформили брак спустя две недели после первой встречи и обосновались в пятикомнатной квартире родителей невесты на Котельнической набережной. В 1972 году у супругов появился сын Вячеслав — Галина Леонидовна взяла на себя роль его крестной.

В тот период в киношных кругах начали циркулировать слухи, что актер получает заветные роли благодаря влиянию влиятельной супруги. Впрочем, по-настоящему «лакомых» ролей в тот период у Олега было всего две, так что утверждение весьма спорное.

Брак с Наташей оказался проблемным, в 1976 году Видов подал на развод. «У нее были свои интересы — власть, „верха“» — сухо комментировал Олег. Галина Брежнева была в ярости, предостерегала актера «передумать, иначе он пожалеет». Федотова открыто угрожала разрушить его жизнь и карьеру.

Увы, так и произошло. Экс-супруга запретила Видову встречаться с сыном. Во ВГИКе, ссылаясь на директивы «сверху», отказались выдавать Олегу режиссерский диплом и забраковали его дипломную работу — фильм «Переезд».

Если ранее кинорежиссеры боролись за возможность пригласить Видова в свои проекты, теперь от него предпочитали держаться в стороне, опасаясь возможных последствий. «Регулярные попытки бывшей жены испортить мне жизнь и карьеру тогда послужили одной из причин отъезда», — рассказывал артист в одном из поздних интервью.

«Было очень обидно…»

Еще до развода с супругой Видову постоянно поступали предложения от западных режиссеров, однако власти не давали ему разрешения на выезд. Период триумфа совпал с временем ограничений. КГБ бдительно наблюдало за актером, чтобы он не дай бог не вышел за рамки дозволенного.

Мы так и не увидели его в образе Есенина в американской драме «Исидора», не говоря уж о нереализованном семилетнем контракте с продюсером Дино ди Лаурентисом, который предполагал по два фильма в год в Италии и Голливуде…

«Было очень обидно. Я был в самом расцвете сил — уходили лучшие годы… Но такова была реальность. Думаю, у партийных боссов были не только идеологические причины, но еще и элемент зависти к раскрепощенным людям.

Мол, они будут летать по белу свету, сниматься в западном кино, и потом им рот не заткнешь. Лучше держать их под каблуком!» — считал артист.

В середине 70-х от Видова стали шарахаться, считая, что он — в опале. «Пробавляться на второстепенных ролях ему было неприятно и досадно. Если выражаться несколько высокопарно, он хотел свободы: свободы выбора, жизни», — рассказывал друг артиста. Олег понял: продолжаться так больше не может.

Побег в лучшую жизнь

В Югославии Видова всегда любили, ценили. Все началось с его роли партизана в эпической военной драме Велько Булаича «Битва на Неретве» (1969). Проект оказался беспрецедентным для страны — с бюджетом в 70 миллионов долларов и участием мировых звезд, вроде Юла Бринера и Орсона Уэлса.

Рекламный плакат для фильма создал сам Пабло Пикассо, а саундтрек написал Бернард Херрманн, фаворит Альфреда Хичкока. Итогом стала номинация на премию «Оскар».

Чтобы Видов мог закрепиться в Югославии, его балканские друзья организовали ему в 1983 году фиктивный брак с актрисой Верицей Йованович. На «земле Тито» слава Олега набирала обороты. В 1985 году на экраны вышло аж четыре югославских фильма с участием русского актера.

Во время очередной затянувшейся командировки Видова советские власти почуяли неладное и потребовали от артиста вернуться на родину в течение 72 часов. Осознавая, что после такого его уже вряд ли выпустят за пределы страны, мужчина решился на побег.

«Мой приятель Мариан, актер из Словении, понял мою ситуацию. Мы с ним пошли в австрийское посольство, где мне поставили въездную визу. Но выездной-то визы из Югославии у меня не было! На границе с Австрией был ресторан.

Мы с Марианом сидели в нем до 12-ти ночи, а потом сели в машину и поехали к пограничной будке. Югославские пограничники внутри помещения смотрели футбол. Орали, хохотали… Мариан посигналил, они крикнули нам в окно: «Давай!» — и открыли шлагбаум.

Пограничник на австрийской границе посмотрел мой серпастый-молоткастый с въездной визой и сказал: «15 лет здесь работаю и первый раз вижу советский паспорт!» На следующее утро парень-чех перебегал границу. Его убили выстрелом в затылок. Он 10 метров пробежал и умер», — вспоминал Видов.

В Австрии актер получил разрешение на годовое пребывание. Сразу после этого Олег отправился в Италию. Там его пути пересеклись с Джоан Борстен, репортершей «Лос Анджелес Таймс», которая помогла ему переехать в США и впоследствии стала его супругой.

Когда они только познакомились, Джоан не предполагала, что Олег — настолько известный человек. Она была искренне удивлена, когда увидела толпы поклонниц вокруг Видова. «Русские женщины бросались к нему на улице со словами “О боже мой, это Олег Видов!”.

У меня не было проблемы с этим. Я не замечала, чтобы Олег ударял за ними. Но все же привыкнуть к этому было сложно», — вспоминала Борстен.

Хороший русский

Еще будучи в Риме, Видов постоянно слушал «Голос Америки», конспектировал полезную информацию — например, сколько получают местные сантехники и электрики. Актер подумывал подрабатывать на стройке — в 60-х он помогал возводить Останкинскую башню.

Видов вырос в неполной семье, его воспитывали мама и тетя. В 14 лет подростку пришлось научиться зарабатывать на жизнь. Помимо стройки, парень трудился санитаром в приемном отделении 29-й Городской клинической больницы имени Баумана.

Именно там в 1960 году его и заметил ассистент режиссера с «Мосфильма», который пригласил его сняться в кинодраме «Друг мой, Колька!». Эпизод с участием Олега из фильма вырезали, но случай оказался судьбоносным.

Видов безумно любил свою профессию, но трезво осознавал, что построить блестящую актерскую карьеру в США будет слишком сложно. «Понимал, что мой английский — большая преграда», — вспоминал артист.

Однако в Штатах Видова почти сразу «взяли под локти и поставили под камеры». Его дебютной голливудской работой стала роль советского милиционера в фильме «Красная жара» (1988), где его партнером был Арнольд Шварценеггер.

К огромному разочарованию Олега, впоследствии ему предлагали в основном типичные роли «русских злодеев», что его категорически не устраивало. Актер даже создал ассоциацию «Настоящие русские», пытаясь разрушить сложившиеся стереотипы.

Но его старания прошли даром: русские в голливудских фильмах по-прежнему выглядели либо как бандиты, либо как полные придурки.

Однажды Видова пригласили в фильм, который мог сделать его мировой звездой. Сценарий актеру не понравился. Он взял на себя смелость попросить убрать оттуда фразы о том, что «нужно убить всех русских».

Режиссер без лишних разговоров передал роль другому, менее принципиальному актеру. «Он гордился тем, что он русский, и был очень привязан к русской культуре», — вспоминает вдова Олега Борисовича.

Не только кино

Нельзя сказать, что у Видова было много крупных ролей в Голливуде. Однако его работы в фильмах «Дикая орхидея» и «Тринадцать дней» о Карибском кризисе определенно заслуживают внимания. В целом, карьера Олега Борисовича сложилась намного лучше, чем у большинства других советских мигрантов — вроде Савелия Крамарова.

В нулевых и 2010-х Видов снимался реже, хотя уже практически в совершенстве овладел английским. «Знал: актером здесь не буду. Но приобрел новую профессию — стал режиссером, а потом — продюсером», — рассказывал Олег Борисович.

Деньги ему приносил и собственный бизнес. Сначала это была компания «Films by Jove», которая выкупила у «Союзмультфильма» права на прокат советских мультфильмов. Потом Видов занимался транспортировкой грузов по всему миру — от цветов до фруктов.

Впоследствии его интересы сместились в сторону медицины: в Лос-Анджелесе они с супругой открыли клинику для лечения наркозависимости и центр реабилитации для алкоголиков и наркоманов.

Жизнь актера оборвал смертельный диагноз — рак костного мозга. Его не стало в мае 2017 года. Незадолго до своей кончины, в 2014 году, Олег Борисович в последний раз прилетел на родину. Словно прощаясь насовсем, он долго бродил по улицам Москвы.

А накануне отъезда Видов пришел к стенам своей альма-матер, ВГИКа, сел рядом с памятником Тарковскому, Шпаликову и Шукшину. И горько заплакал…

Оцените статью
Козни бывшей жены и растоптанная карьера: почему Олег Видов сбежал из СССР
«Жених передумал»