Он был для неё всем: учителем, возлюбленным, другом, Богом, злым роком, проклятием. Его величественная тень заслоняла её хрупкую фигурку всю жизнь. Кряжистый, словно вековой дуб, в конце концов он закрыл ей солнце.
Огюст Роден и Камилла Клодель познакомились, когда признанному мастеру было за сорок, а молодой талантливой девушке из провинции – всего девятнадцать.
Родившаяся в семье мелких буржуа, Камилла была обречена на унылое бесцветное существование, ограниченное мещанским мирком.
Так была воспитана её мать, связанная нерушимыми узами родства с фермерами-католиками и священнослужителями, такое же воспитание она давала детям, не представляя, чтобы девушку из приличного семейства могло интересовать что-либо кроме шитья, домоводства и походов на рынок за провизией.
А девочка с детства была наблюдательна: цепким глазом будущего скульптора складывала мозаику ярких впечатлений из картины окружающего мира, наслаждаясь чёткостью линий и совершенством форм.
Никто не помнит, когда в детских руках впервые оказалась глина.
Мать сокрушалась, глядя на нерадивое дитя, которое бродит по лесам, вечно перепачкано с головы до пят и совсем не интересуется ни куклами, ни домашним хозяйством; соседи крутили пальцем у виска, недоумевая, откуда в почтенном семействе взялся этот белый воронёнок, и лишь любящий отец Луи-Проспер Клодель поддерживал увлечение дочери.
Маленькая мастерица с энтузиазмом лепила статуэтки и фигурки из глины, торопясь воплотить в пластичном материале образы, которыми переполняли её голову. Память уже тогда была сосредоточена в руках, в тонких чувствительных пальцах. А главной моделью стал младший брат Поль, который обожал сестру и старательно позировал, забыв все свои дела.
В 1881 году, когда девушке было семнадцать, мать оставила отца и вместе с детьми (Камиллой, её сестрой и братом) перебралась в Париж, поселившись на окраине в квартале Монпарнас.
Париж! У Камиллы замирало сердце в предчувствии чего-то значительного, что вот-вот должно свершиться в её жизни! Она мечтала о возможности обучаться ваянию в академии Коларосси – частной художественной школе, основанной итальянским скульптором Филиппо Коларосси.
Свободолюбивая творческая молодёжь предпочитала это учебное заведение консервативной и чопорной Школе изящных искусств, куда женщинам путь был закрыт.
В отличие от неё, в Академии Коларосси женщинам позволено даже изучать обнажённую натуру – вещь неслыханная по тем временам! Юному дарованию повезло: её работы увидел скульптор Альфред Буше и, безошибочно разглядев яркий, самобытный талант их создательницы, взялся огранить этот уникальный алмаз.
В 1882 году Камилла Клодель вместе с другими девушками арендовала мастерскую и с упоением предалась любимому делу под руководством Альфреда Буше. Именно здесь в 1883 году её увидел Огюст Роден.
Маститый скульптор был поражён мастерством никому не известной одарённой студентки. Камилла работала самозабвенно, по 11 часов в день, и её одержимость принесла свои плоды: достаточно упомянуть созданный в 1882 году бюст старой женщины («Старуха Элен»).
Вскоре девушка переходит в мастерскую Родена.
Она – единственная женщина среди его учеников, но на равных с другими выполняет всю чёрную работу, требующую недюжинной выносливости: сколачивает подмостки и строит каркасы для будущих скульптур, подготавливает глину и гипс, обтёсывает мраморные глыбы с такой точностью, что ей может позавидовать сам Роден, а также подметает мастерскую, находя при этом время и силы для создания собственных творений – ведь живой, чистый и яркий талант требует выражения.
*
Вероятно, мастер и наставник сам не заметил, когда и как Камилла стала для него незаменима: она воплощение юной силы, непоколебимой уверенности, полна свежих идей, которыми щедро делится с Роденом, к тому же умна, трудолюбива и очень хороша собой.
«Прекрасный лоб над дивными глазами того густо-синего цвета, который часто встречается в романах и столь редко в жизни, большой чувственный, но еще очень гордый рот, густая копна каштановых волос, спадающих до самой поясницы. Вид, впечатляющий дерзостью, прямотой, превосходством и веселостью», – так описывал сестру Поль Клодель.
Она становится для Родена музой, источником вдохновения и радости, натурщицей и возлюбленной на долгих десять лет. Он для неё – учителем, кумиром, наваждением, проклятьем и единственной любовью. Любовью, разрушившей и сокрушившей её разум.
*
По грустной иронии судьбы о Камилле Клодель почти ничего не удастся рассказать, не упоминая о Родене. А она была лишь частью жизни именитого творца и долгие десятилетия незаслуженно находилась в тени прославленного мэтра, которому ничуть не уступала в силе и мощи таланта.
Десятилетний творческий и любовный симбиоз оказал огромное влияние на обоих. Трудно сказать, кто оказал большее влияние на другого в этой паре: Роден на Камиллу или Камилла на Родена.
Достаточно сравнить «Девушку со снопом» Камиллы Клодель, 1887 г. и «Галатею» Родена 1889; скульптурные группы «Вертумн и Помона» («Шакунтала») 1886 г. юной ученицы и «Вечный идол» 1893 года, созданный её учителем, чтобы увидеть явное повторение сюжета и художественных приёмов, причём хронологически автором идеи является именно Камилла, хотя её часто обвиняли в подражательстве Родену и называли его «творческим эхом».
*
*
«Свои произведения я извлекаю из себя самой, скорее страдая избытком, нежели нехваткой идей», – возражала девушка, отстаивая оригинальность своего художественного стиля.
Эти десять лет стали самыми продуктивными для Огюста Родена. В 1884 году «Вечная весна» поселилась в глазах и душах зрителей, созерцавших мраморную пару, слившуюся в страстном поцелуе и будто ставшую единым целым.
В 1888 году фигура «Мыслителя» – монументального атлета с лицом, словно выточенным ветрами и временем, застывшего на скале в позе задумчивого созерцания – расколола пространство между небом и землёй.
В 1889 году мир с изумлением увидел ещё один «Поцелуй» – апофеоз чувственной любви, торжествующей и вечной, запечатлённый в мраморе, – и замер в восхищении.
В это же время руки Камиллы создавали прекрасные скульптуры в камне и бронзе, гениально передавая в статичных материалах неповторимое очарование юности и трогательную хрупкость старости; нежность, печаль и надежду, порыв и исступление.
Одна из самых известных скульптур, настоящий шедевр, созданный в период, когда отношения с Роденом стали болезненными и переживали серьёзный кризис – «Вальс», 1889-1893.
Мужчина и женщина самозабвенно вальсируют. Они не танцуют – парят над землёй, забывшись в объятиях друг друга и отдавшись страсти. Их трепетные руки, головы, тела сплетены так тесно, что влюблённые кажутся продолжением друг друга. Фигуры устремлены ввысь – туда, куда унеслись их сердца, воспламенённые любовью.
*
Одной из самых значимых работ Камиллы Клодель стал бюст Родена – выразительный скульптурный портрет, передающий масштаб его многогранной натуры.
И как контрастирует это угловатое лицо с высоким лбом, мощными надбровными дугами, большим хрящеватым носом и острыми скулами с нежным личиком маленькой Шатлен, которая доверчиво и робко глядит исподлобья!
Увы, Роден и скульптура составляли для Камиллы весь мир, а в его мире для неё было отведено всего лишь определённое место, пределы которого ограничивались железной волей возлюбленного.
*
*
*
*
*
*