«Максимально возможная милость»: цинично заявил король об уходе на Небеса 13-летнего сына

Об уходе из жизни своего младшего сына король Георг V заявил цинично: «Максимально возможная милость». Он любил своего младшего сына, но счел его уход к праотцам благом для ребенка и для королевской семьи, которая уже 9 лет скрывала «особенного» принца.

Так же считала и мать ребенка, гордая королева Великобритании Мария Текская (бабушка Елизаветы II).

Младшего сына короля Георга V и королевы Марии принято называть «потерянным» принцем, история жизни ребенка получила огласку относительно недавно.

Почему принца называют «потерянным» и почему его с м е р т ь августейшие отец и мать сочли милостью Господа?

У короля Георга V и его жены Марии Текской в бытность принцем и принцессой Уэльскими появилось шестеро детей: дочь и четверо сыновей, большинство из которых и в наши дни известны. Прославились они по-разному.

Влюбленный в «красотку» Уоллис Симпсон Эдуард VIII:

Георг VI, про заикание которого благодаря фильму с Колином Фертом в главной роли все знают:

После него на престол взошла старшая дочь, Елизавета II. Вот вся семья на балконе и при регалиях:

Генри, герцог Глостерский:

Спокойно женился на законной дочери английского герцога, двое детей. Кстати, редкий случай – в «тете Вике» информации – котёнок наплакал. Где бесконечная череда возлюбленных? Где толпы внебрачных детей? Скука, а не принц. Жив младший сын, его жена, у них трое детей и … тоже никаких скандалов.

Герцог Кентский, который и жил экстравагантно, и на небеса отправился прямо в небе.

Королевская принцесса Мария, которую родители по какой-то причине выдали замуж за обычного графа, хотя в Великобритании герцогов предостаточно.

Итого шестеро:

С арифметикой все в порядке, потому что шестой и последний ребенок четы – «потерянный» принц Джон, который родился в 1905 году у 38-летней тогдашней принцессы Уэльской Марии:

Мальчика крестили нетрадиционным для королевской семьи Великобритании именем Джон в этой церкви:

Там же принц Джон в 13 лет и нашел свое последнее пристанище…

Его полное имя – Джон Чарльз Фрэнсис, титул – Его Королевское Высочество принц Джон Уэльский. Сначала у четы Уэльских поводов для беспокойства не было: принц как принц, даже в старшем возрасте мальчик выглядит вполне здоровым, вон щечки какие круглые:

Например, его двоюродная бабушка, вдовствующая российская императрица Мария Федоровна, когда гостила у своей сестры Александры в 1909 году в Англии, ничего особенного не заметила. Сыну Николаю Второму сообщила, что младшие дети «милые и забавные».

Впрочем, Мария Федоровна о «специфичности» своего внука Цесаревича Алексея узнала последней среди Романовых. Что ее и сразило больше самой новости: от нее – бабушки! – скрывали долго и тщательно, что всё окружение уже знало, но помалкивало.

Примерно в это же время, когда принцу Джону Уэльскому было четыре года, всем и стало ясно, что ребенок, как принято называть в наши дни, — «особенный»: э п и л е п с и я + а у т и з м.

Не знаю, были ли эти термины в начале 20 века, но именно к таким версиям склоняются современные биографы королевской семьи.

Первое – о ребенке стали умалчивать, он словно испарился.

Сейчас весь мир наблюдает как бесконечное шоу за Уэльскими, и тогда газеты как можно чаще и как можно сиропнее рассказывали о жизни королевской семьи, включая принца и принцессу Уэльских и их детей.

Принц Джон исчез до такой степени, что 7-летнего мальчика не оказалось на важнейшем событии 1911 года – коронации его отца и матери.

Впрочем, у нас перед глазами свой принц-шалун, о котором в британском интернете спорят:

О принце Джоне Великобританском (такой у него титул после восшествия на трон отца) газеты вообще перестали упоминать в 1913 году. А на следующий год началась Первая мировая и англичанам, не говоря уже о жителях других стран, было не до пересчета британских принцев.

После 11-летия круг общения Джона серьезно ограничили. Слуги во дворце отмечали, что мальчик «не понимает, что ему нужно». Что произошло?

П р и п а д к и.

И главное, постепенно становилось ясно: ребенок не обучаем. Его нельзя учить так, как его старших братьев. Мальчика поселили в одном из коттеджей вместе с преданной няней. О нем заботились. Например, бабушка – королева Александра – велела посадить вокруг коттеджа деревья. Для мальчика.

Но мне почему-то кажется, что деревья – не только чистый воздух и прогулки на мини природе. Это еще естественная преграда для любопытных посторонних глаз.

«Мы видели его изредка в лесу в окружении нескольких слуг», — вспоминал один из гостей замка Балморал, где неподалеку, в домике на ферме, поселили принца.

А скрывать с каждым годом приходились все чаще и больше. Происходящее с принцем Джоном тревожило его родных. Любили ли они мальчика? Да. Очень. И отец, и мать. Но напомню, что с лета 1914 года появились более глобальные проблемы.

Родные выжидали, надеясь, что у повзрослевшего Джона проблемы уйдут сами по себе. Как говорят в наши дни, «перерастет». И это не наивность, а пример перед глазами — принца Леопольда.

Младший сын королевы Виктории тоже был подвержен падучей, о другой его проблеме говорить читателям канала «Мой XIX век» не нужно? Принц Леопольд прожил 30 лет, женился и стал отцом. Но сын королевы Виктории учился, а преподавателя Джона уволили: поняли, что прогресса нет и не ожидается.

Принца Джона любили, в семье его даже считали талисманом. Ребенок виделся с родными, справлял с ними ДОМАШНИЕ праздники.

Но родители заняты, старшие братья служат, поэтому отселенный подальше мальчик оказался волею судьбы одинок: нужно или к нему в Вуд-Ферм недалеко от Сандрингема приехать взрослым братьям-военным (что для тех лет нечасто происходило), или Джона привезти в Лондон.

Рядом с ним неотлучно находилась обожавшая его няня Лалла:

Бабушка и мать знали, что ребенок тоскует вдали от них, поэтому королева Мария приказала найти мальчику компанию. «Друзей» подобрали из своих, например, племянницу конюшего Сандрингема.

Рождество 1919 года семья встретила вместе, собравшись в Сандрингеме. На следующий день мальчика снова отправили в его «полуссылку», т.е. в Вуд-Ферм.

К праотцам принц Джон отправился во сне, накануне пережив тяжелый п р и с т у п.

Вот тогда газеты и прервали свое молчание. Впервые написали об эпи-леп-сии, отметив, что ушел на Небеса с улыбкой.

Родители в письмах к родным высказали свое отношение. Отец написал, что Господь оказал им «максимально возможную милость», а мать Джона отметила в своем дневнике:

«Но для беспокойной души маленького мальчика с м е р т ь стала большим облегчением».

При таком мнении королева и осталась. Понимала ли Мария Текская, что ее дневник и письмо к подруге Эмили Алкок рано или поздно опубликуют? Ведь она откровенно вывела на бумаге следующие слова:

«Для Джона с м е р т ь стала большим облегчением, его б о л е з н ь становилась всё сложнее переносить по мере взросления, он был избавлен от многих страданий.

Я не могу выразить, как мы благодарны Богу за то, что он забрал его столь мирным путём, пока он спокойно спал, он забрал его в свой небесный дом, без б о л и и борьбы, в более справедливый мир для бедного маленького ребёнка, за которого мы все так переживали, начиная с 4-летнего возраста».

Двухсерийный фильм «Потерянный фильм Джон» вышел в Англии относительно недавно.

О мальчике стали писать биографы. Но между январем 1919 года и началом XXI века СМИ и королевские биографы помалкивали о шестом ребенке королевской четы.

Поэтому часть людей, кого в наши дни интересует нынешняя королевская семья Великобритании, не очень-то верят официальным заявлениям и строят разные теории, от нелепых до вполне разумных.

Оцените статью
«Максимально возможная милость»: цинично заявил король об уходе на Небеса 13-летнего сына
Порченая Санча