Растоптанная красота царевны Ксении

Ее жизнь должна была быть наполнена светом и счастьем, но судьба уготовила ей участь, самую печальную и обидную из всех возможных.

В светлом тереме боярина Годунова родилась дочь Ксения. Она росла ребенком здоровым, веселым и ласковым. Любимица отца, подраставшая девочка, обещала стать редкой красавицей.

Когда Борис Годунов был избран царем, дети его стали носить титул царевича и царевны. Ксения росла в любви и почитании. Она училась вместе с братом и познавала науки наравне, иностранные учителя отмечали старание и таланты девушки.

« …зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся; когда же в жалобе слезы изо очию испущаше, тогда наипаче светлостию блистаху зелною; бровми союзна, телом изобилна, млечною белостию облиянна; возрастом ни высока ни ниска; власы имея черны, велики, аки трубы, по плещам лежаху.» — так описывали царевну Ксению поэты ее времени.

Она и сама была стихотворицей, складывала песни и сонеты.

Царь Борис не просто так обучал дочь наукам, писанию и языкам. Он рассчитывал обручить ее с иностранным принцем, желая обеспечить Ксении блестящую партию и поднять престиж Московского царства в Европе.

В женихах отказа не было. Приехал в Москву сын шведского короля Густав. При дворе его встретили и обласкали, но только жених оказался ветреным и легкомысленным. Королевич привез с собой давнюю возлюбленную и предавался удовольствиям без меры.

Годунов не пожелал отдать дочь такому человеку, но и выгонять с позором не стал. Выделил ему содержание и отослал в Углич.

Другой жених был из Габсбургов. Брат Рудольфа II Максимилиан был очарован идеей жениться на заморской княжне, но переговоры зашли в тупик, ведь у царя было условие: царевна с мужем должны жить на земле русской.

С австрийским женихом не сладили, потому что нельзя было согласиться, чтобы царевна Ксения меняла веру.

И только четвертый жених всем был хорош. Герцог Иоанн Шлезвиг-Гольштейнский был согласен поселиться в родном отечестве жены и не настаивал, чтобы она меняла веру, был красив и приятен в общении, да и никаких особых грехов за ним не числилось.

Прибыв в Москву, герцог очаровал царя и понравился Ксении, наблюдавшей за ним на пиру, сквозь резное окошко. Да только вот через несколько месяцев красавец-жених внезапно заболел и скоропостижно скончался.

Царевна Ксения была безутешна. Она успела влюбиться в герцога, с которым ни разу не встречалась лично (жениху нельзя было видеть невесту до свадьбы), но за которым наблюдала сквозь резное окно и кем восхищалась. Она уже видела, представляла свое счастливое будущее и семейную жизнь и тяжело восприняла этот удар.

Начались поиски нового жениха, но вскоре царь Борис Годунов захворал и иностранные государи не спешили сватать своих женихов за дочь династии, которая неизвестно, удержится ли на престоле.

*

Смерть отца стала для Ксении крушением всех надежд. Ее брат Федор стал новым царем, но очень скоро был убит, на глазах у сестры. Мать Ксении задушили, а ее саму по приказу самозванца, называющего себя сыном царя Ивана Грозного, Дмитрием, взяли в плен.

Лжедмитрий желал воочию насладиться красотой дочери царя Бориса. Была и еще причина, почему царевну уберегли от смерти – если бы Москва не приняла иностранную царицу Марину Мнишек, Ксения Годунова стала бы хорошей заменой. Она сохранила жизнь, но какой позор и боль предстояло ей пережить….

Самозванец открыто поселил царевну в своих покоях. Все знали, что Ксения при нем в роли наложницы, но никто не смел пойти против воли иностранного ставленника. Горька доля девицы, за которую некому заступиться.

И только когда пришло время Лжедмитрию встречать в Москве свою невесту Марину Мнишек, Ксению отослали в монастырь и против воли постригли в монахини. Молва о красоте русской царевны дошла и до Польши, а гордая Марина не желала видеть соперницу.

Ксению готовили для счастья и радости, а впереди были только испытания и горечь утраты. На ее глазах убили мать и брата, а будущее ее отнял бессовестный самозванец. Темная келья и послушание, вот что ждало прекрасную молодую царевну.

Смутное время настало на Руси. Лжедмитрия свергли и убили, но пришел новый самозванец. Царевна Ксения, в монашестве инокиня Ольга, долгие годы скиталась по монастырям, жила в Троице-Сергиевой Лавре и в Троице оказалась в осаде во время польского нашествия.

После воцарения первого царя из династии Романовых, Ксения обосновалась в Новодевичьем монастыре. Ее утешением в эти годы затворничества были молитвы и вышивание. До сих пор покрова, вышитые царевной, считаются примером искусства русских вышивальщиц начала XVII века. И даже в самые темные времена она продолжала слагать стихи.

Английский посол записал одну из песней, сочиненных царевной монашестве:

Сплачетца мала птичка,
белая пелепелка:
«Ох-те мне молоды горевати!
Хотят сырой дуб зажигати,
мое гнездышко разорити,
мои малыи дети побитии,
меня пелепелку поимати».

Сплачетца на Москве царевна:
«Ох-те мне молоды горевати,
что едет к Москве изменникъ,
ино Гриша Отрепьев рострига,
что хочет меня полонити,
а полонив меня, хочет постритчи,
чернеческой чин наложити!

Ино мне постритчися не хочетъ,
чернеческого чину здержати,
отворити будет темна келья,
на добрых молотцов посмотрити.
Ино, ох, милыи наши переходы!
А кому будетъ по вас да ходити,
после царского нашего житья
и после Бориса Годунова?

Ахе, милыи наши теремы!
А кому будетъ в вас да седети
После царского нашего житья
и после Бориса Годунова?»

Эту песню называют «Плач царевны». Горько должно быть нежной красавице, потерявшей всех, кого она любила, лишившейся малейшей надежды на счастье. Кому нужна ее красота в темной монашеской келье, растоптали ее молодость.

Дожив до сорока лет, монахиня Ольга, бывшая царевна Ксения, дочь царя Бориса Годунова, скончалась от болезни. Ее похоронили в Троице-Сергиевой Лавре рядом с отцом, матерью и братом.

Осталась только легенда о прекрасной царевне, опозоренной и лишенной будущего.

Оцените статью
Растоптанная красота царевны Ксении
Дашуткины дочки