Восьмилетняя девочка цеплялась за мать, но та ударила ее по руке. «Что за фокусы, Памела? — резко произнесла леди Маунбеттен. – За тобой присмотрит няня!». Весной 1937 года Эдвина, которую называли «самой красивой женщиной в Англии», отправлялась в путешествие по Европе.
Компанию ей должен был составить возлюбленный. Дочь мешала Эдвине, и она оставила ее в венгерском отеле. И надо же было такому случится, что леди напрочь забыла, где это произошло!
Семья Эдвины никогда ни в чем не нуждалась: мать была наследницей банкира Джозефа Касселя, отец – британским консервативным политиком. Типичное объединение капитала и знатного семейства! Но в 1911 году Уилфред Эшли овдовел, а еще спустя короткое время женился снова.
— Девочка плохо воспитана, — скривилась молодая мачеха, едва познакомившись с Эдвиной.
Единственный близкий к ребенку человек, ее многолетняя няня, была сразу уволена. А потом новоявленная хозяйка дома и вовсе отправила Эдвину подальше – в школу для девочек.
«Это была крайне недобрая женщина, — позже вспоминал муж Эдвины, — которой нравилось чувствовать свою власть над людьми».
Впоследствии школу Линкс в Истборне Эдвина вспоминала, как настоящий ад. Одноклассницы издевались над нею: потомственные аристократки быстро выяснили, что дед «новенькой» — богатый немец.
Было хорошим тоном посмеяться над Эдвиной, испортить ее вещи. Залить чернилами выполненное школьное задание. Когда девочка, в отчаянии, сказала одной из воспитательниц, что она наложит на себя руки, срочно вызвали отца. Эдвину перевели в другую школу.
Она остро чувствовала, что никому не нужна. Возможно поэтому у Эдвины так и не получилось по-настоящему к кому-то привязаться. Ей всегда казалось, что любое проявление симпатии с ее стороны вызывает в ответ отторжение. Отец принял сторону мачехи и злился, что у дочери не получается стать идеальной ученицей. Подруг не прибавлялось…
— Я заберу Эдвину к себе, — однажды заявил дедушка.
Так, в возрасте пятнадцати лет, Эдвина перебралась в Лондон, в резиденцию Брук-Хаус. У деда Касселя были и другие особняки, а его состояние перевалило за 2 миллиона фунтов… Когда стало понятно, что все это богатство однажды унаследует Эдвина, она быстро стала популярной в Лондонском обществе.
Подрастая, Эдвина превратилась в очень миловидную девушку. Что бы ни говорила мачеха, но у нее были безупречные манеры и репутация кристальной чистоты. А если добавить к этому приданое… Ухаживать за ней принялись самые видные столичные холостяки.
Дед мечтал, что Эдвина утрет нос всем своим одноклассницам, сделав великолепную партию. И с большим удовольствием узнал, что среди кавалеров Эдвины появился Луис Маунбеттен.
Высокий молодой красавец был тесно связан с королевскими семьями: его мать была сестрой русской императрицы Александры Федоровны, отец – немецкий принц, а еще Луис дружил с наследником английского престола. Положение у него было скромным, доход – незначительным. Но имя и происхождение значили очень много.
Деду не удалось увидеть, как внучка пойдет под венец, хотя он успел ее благословить. Уже после его смерти, 18 июля 1922 года, в Вестминстере, Эдвина вышла замуж за Луиса Маунбеттена.
8 тысяч человек гостей присутствовали на этой свадьбе, включая двух королев – вдовствующую королеву Александру и супругу короля Георга V, Марию. Шафером жениха стал принц Уэльский.
«Это свадьба года! – восторженно писали газетчики. – Леди Эдвина – самая красивая женщина в Англии!»
Она была красива, но… холодна. Блестящий брак обеспечил Эдвине попадание в самое высшее общество, но только не в сердце Луиса Маунбеттена. Первые годы они казались вполне счастливыми, когда путешествовали по миру и даже умудрились сняться в фильме с Чарли Чаплиным (правда, эта лента не попала на экраны).
Благодаря своим огромным деньгам (по нынешнему курсу – 112 миллионов фунтов стерлингов), она коллекционировала особняки, драгоценности, наряды… Но осталась совершенно равнодушной к рождению двух дочерей.
В 1924-м на свет появилась Патрисия. Пятью годами позже – Памела. Дети были отданы на попечение нянь, родители занимались каждый своим делом, все больше отдаляясь друг от друга.
С мужем Эдвину объединяло, разве что, стремление к роскошному образу жизни и любовь к шумным вечеринкам. В их загородном доме частенько принимали знаменитостей – Фреда Астора, Чарли Чаплина, Ноэля Коварда…
«Мать больше любила своего ручного льва Саби, нежели нас. – позже писала Памела. – Нас приводили раз в день, чтобы она пожелала нам доброго дня. Вечером, особенно, если приезжали гости, мы ложились спать под контролем нянь. А на самом деле часто сбегали из комнат, чтобы послушать, что говорят… Они с отцом частенько кричали друг на друга».
В конечном счете Маунбеттены решили расстаться. Не разъезжаясь, не разводясь официально, но… позволяя друг другу вести независимый образ жизни. Эдвина уже давно тайком встречалась со своим Банни.
Был 1937-й год, когда Эдвина и ее младшая дочь оказались в Венгрии. Патрисия захворала в Англии, там же находился Луис Маунбеттен. Внезапно в Будапешт приехал Банни и предложил Эдвине совершить романтическую поездку по Италии…
Конечно, без дочери, зачем она нужна двум влюбленным?! Недолго думая, мать оставила девочку в отеле, на попечение няни. Памела плакала и просила взять ее с собой, но это даже не рассматривалось. Счета для оплаты — а расходы непременно бы возникли — няне следовало отправлять сразу в Англию.
…Курортная жизнь так увлекла ее, что о ребенке Эдвина вспомнила лишь через два месяца. А потом с ужасом осознала, что просто не помнит, где оставила дочь! Она поехала в Будапешт и отправилась в гостиницу, где уже когда-то останавливалась. Но там Памелы не было! Близкая к обмороку, Эдвина продолжила поиски.
Потребовалось полгода, чтобы отыскать дочь. Эдвина не сразу восстановила в памяти, что жила в Венгрии под другим именем. И что трижды меняла отели, считая их недостаточно хорошими для себя…
— Как она могла? – бушевал Луис в Великобритании. – Она оставила мою дочь в отеле и не могла найти целых шесть месяцев?
С началом войны Памелу и Патрисию отослали в Америку, где их приняло семейство Вандербильт. А по возвращении в Англию, младшая дочь Луиса Маунбеттена стала фрейлиной принцессы Елизаветы.
Несколькими годами позже, после смерти короля, именно Памела сопровождала Елизавету II во время длительного турне по миру. Но после этого добровольно отказалась от своих обязанностей.
«Это совершенно ненормальная жизнь, — признавалась она позже, — которая мне никак не подходила».
В 1960-м, в тот же год, когда умерла Эдвина, Памела вышла замуж за декоратора Дэвида Хикса. Брак, в котором родились трое детей, оказался таким же бурным, как у родителей.
Дочь Памелы со временем рассказывала, что однажды в гостиной сделали ремонт – выкрасили стены в глянцевый коричневый цвет. А все потому, что Памела, в минуту ярости, бросала в мужа стаканы с кока-колой.
27 августа 1979 года погиб лорд Луис Маунбеттен. На яхте, где он находился, было установлено взрывное устройство. Погиб не только Луис, но и свекровь его дочери, внук, а еще мальчик, работавший на яхте.
Леди Памела жива, а историю ее жизни записала дочь, названная Индией. Книга, которая недавно вышла в Англии, так и называется: «Леди Памела».