«Униженная жена»: пощёчина за неверность

Резкий удар и алая щека. Княгиню Монако ударил муж в опере на глазах всех подданных.

— Вы мне изменяете с вашим композитором и привели меня на оперу, которая явно намекает на ваш адюльтер! — кричал князь Монако.

Алиса держалась, но все же тихо сказала — вы мне тоже изменяете и довольно давно. Я лишь искала утешение.

Алиса вернулась в свои покои, наспех собрала все необходимые вещи и уехала в Париж. Она больше никогда не вернулась в Монако после публичного унижения. В свою очередь Альберт, словно Генрих VIII с Анной Болейн, уничтожил все вещи и упоминания о своей второй жене.

Богатая американка

Среди всех  богатых американок пожалуй самая малоизвестная из них, Алиса Хайн (Гейне или Хайне), сделала самую успешную карьеру: с 1889 по 1922 год она была официальной супругой князя Монако.

Алиса Хайн родилась 10 февраля 1858 года в Новом Орлеане, штат Луизиана. На момент её рождения город переживал расцвет, будучи крупнейшим портом США. Отсюда экспортировали хлопок и сахарный тростник, произведённые благодаря тяжёлому труду чернокожих рабов на плантациях.

Торговля этими товарами была столь выгодна, что в Новом Орлеане тогда проживало больше миллионеров, чем в любом другом городе Соединённых Штатов.

Из-за своего французского происхождения, а также притока беженцев с Гаити (белых плантаторов, которые бежали вместе с рабами), Новый Орлеан имел ярко выраженный французский характер. Хотя французский язык быстро уступил место английскому, в Луизиане до начала XX века оставались места, где говорили на его местной версии — «креольском».

Сам Новый Орлеан имел французский квартал, где родилась наша героиня. Новый Орлеан славился своей свободой нравов. Говорили, что его население уничтожают жёлтая лихорадка, эпидемии которой регулярно поражали город вплоть до конца XIX века, и разврат: число домов терпимости в центре города превышало количество церквей.

Отцом Алисы был француз Михаил Хайн, родившийся в еврейской семье банкиров в Бордо и приходившийся двоюродным братом немецкому писателю Генриху Хайн. Отец отправил его в Новый Орлеан, чтобы там открыть филиал семейного банка.

Плантаторы юга США охотно брали у него кредиты, и банк настолько хорошо процветал, что иногда представлял интересы Ротшильдов на юге США. Михаил Хайн вскоре также начал торговать недвижимостью и за несколько лет сколотил приличное состояние, однако, что примечательно для того времени, он избегал покупки рабов.

Хайн быстро стал частью элиты города, чему способствовала его женитьба в 1853 году на местной креольской красавице Амели Мильтенбергер. Невеста была католичкой, дочерью французских иммигрантов из Эльзаса, а её отец был известным в городе архитектором.

Хайн оставался верен своей еврейской религии, но по желанию жены трое их детей были крещены. К концу десятилетия его дела по обе стороны Атлантики были настолько развиты, что его знал даже французский император Наполеон III, а императрица Евгения согласилась стать крёстной матерью из дочери Алисы.

Хайн был великолепным бизнесменом и прекрасно знал, что дни рабства сочтены. Поэтому, когда в 1861 году началась гражданская война, а Луизиана объявила о выходе из состава США, он поспешно закрыл банк и вместе с семьёй вернулся в Париж.

Это было правильным решением, так как Новый Орлеан погрузился в экономическую разруху, из которой город начал восстанавливаться только к концу XIX века. Алиса Хайн больше никогда не была в Новом Орлеане и США.

Накопленное в Луизиане состояние позволило семье Хайн приобрести особняк в Париже, где Алиса получила отличное домашнее образование. Во Франции её отец продолжал карьеру банкира, а родители часто бывали при дворе Наполеона III, где мать Алисы стала одной из фавориток императрицы Евгении.

Настоящее состояние Михаил Хайн сколотил, когда начал давать Франции деньги в долг на войну с Пруссией в 1870 году, которая привела к падению Второй империи и установлению Третьей республики. О таланте Хайна как политика и экономиста свидетельствует тот факт, что его банк не только не потерпел убытков из-за войны, но и обогатился.

С 1890 года до своей смерти Хайн был одним из пятнадцати регентов Банка Франции, отвечавшего за выпуск французской валюты. После него должность регента унаследовал младший брат Алисы, Исаак Джордж.

Несмотря на перипетии франко-прусской войны, Алиса росла в богатом доме и в счастливой семье. Она была блондинкой с голубыми глазами, но не считалась красавицей. Она была лишена изящества и грации. Лишь её обаяние, интеллект, образование и солидное приданое привлекали множество поклонников.

После 1871 года в Париже больше не было монаршего двора, но его роль взяли на себя многочисленные салоны богатых французских аристократок. Алиса была в центре внимания и имела все шансы найти подходящего мужа. В 1875 году её избранником стал Арман, герцог Ришелье.

Первый брак. Замуж за герцога Ришельё

Арман, полное имя которого было Мария Од Этельберт Ричард Арман Шапель де Жюмийак, 7-й герцог Ришелье, родился в 1847 году и был родственником знаменитого кардинала, служившего при дворе Людовика XIII. Хотя кардинал не оставил потомков, его герцогский титул был передан дочери его сестры, таким образом сохраняя имя семьи.

 Дом Ришелье был чрезвычайно предан французской монархии, и в 1792 году вся их собственность, включая огромный замок в Ришелье, была конфискована. Пятый герцог, Арман Эммануэль, нашёл прибежище при русском дворе, где его быстро оценили, и в 1802 году он был назначен губернатором Одессы. Про его странный брак я уже  писала давно статью и оставила ссылку ниже.

Под его управлением Одесса превратилась из захолустного городка в процветающий порт с широкими улицами и красивым набережным бульваром, построенным по французским архитектурным канонам. Благодарные жители выставили ему памятник.

Сам герцог вернулся во Францию в 1814 году вместе с реставрацией династии Бурбонов. Хотя император Наполеон вернул ему семейный замок, земли, на которых держалась семейная экономика, герцог так и не получил обратно.

В 1805 году он принял жесткое, но рациональное решение: приказал разобрать пустующий замок, а полученные строительные материалы продать. Этот процесс длился более 30 лет! Герцог Ришелье занимал пост премьер-министра Франции и министра иностранных дел в 1815-1818 годах, а затем снова в 1820-1821 годах.

Однако был вынужден уйти в отставку под давлением более консервативной аристократии, известной как ультрароялисты. Герцог умер без наследников, но был уважаем даже своими политическими противниками.

Первый муж Алисы, Арман, 7-й герцог Ришельё, не был широко известен в высшем свете Европы. Брак, заключённый в 1875 году с богатой мисс Хайн, он рассматривал как способ поддержания своего социального положения. Её приданое составляло несколько миллионов долларов, около 100 миллионов долларов в пересчёте на современные деньги.

Бездетный дядя Алисы, банкир Арман Хайн, планировал частично восстановить замок Ришелье и даже начал строительство, создав так называемый Малый дворец, который существует и сегодня.

Брак герцога Ришелье и Алисы был вполне удачным. К сожалению, Арман неожиданно скончался в 1880 году в Афинах во время их совместного путешествия по Греции. В 22 года Алиса осталась вдовой с двумя детьми и состоянием, оцениваемым в несколько миллионов франков.

Источники часто ошибочно утверждают, что она унаследовала эти деньги от мужа, но это неправда. В то время аристократический титул редко означал реальное богатство. Это были её собственные средства.

Благодаря семье Алиса справилась со своим горем. Она выдержала положенные два года траура и открыла свой собственный салон в Париже.

Этот салон не был самым экстравагантным или эксклюзивным, так как Алиса предпочитала общество художников, музыкантов и писателей. Частым гостем был  Пруст.

Второй брак. Замуж за правителя Монако

Алиса была и молодой, и богатой, поэтому оставаться вдовой долго не собиралась. Вопрос заключался лишь в том, кого она выберет своим вторым мужем. Однажды, в 1885 году, в её салон неожиданно вошёл хмурый наследник престола княжества Монако, Альберт Гримальди.

Хотя, по слухам, он сразу задумался о браке с Алисой после их первой встречи, его отец, князь Карл III Гримальди, был против. По его мнению, брак с дочерью еврейского банкира был бы мезальянсом. Альберт поддался давлению отца, но буквально через две недели после его смерти, став князем Монако Альбертом I, сделал Алисе неожиданное предложение руки и сердца, которое она приняла.

Так дочь еврейского иммигранта из Нового Орлеана стала женой главы суверенного государства, пускай и крошечного. В специальном брачном контракте были закреплены права её и детей от первого брака. Её приданое оценивалось в 6 миллионов долларов, около 167 миллионов долларов на современные деньги). Подробнее о проклятии Гримальди я писала несколько статей.

Муж Алисы увлекался археологией и океанографией. Однако в быту он был чрезвычайно трудным человеком и настоящим холериком: его первая жена, англичанка леди Мария Гамильтон, сбежала от него в 1870 году, забрав их единственного сына, Людовика.

Развод первой жены Альберта I вызвал больше беспокойства у его отца, чем у самого Альберта. Карл III пытался примирить супругов, но его попытки оказались безуспешными, и в 1880 году брак был аннулирован, при этом их сын Людовик сохранил права наследования. Интересно, что Альберт не проявлял особого интереса к сыну в течение первых 11 лет его жизни, и Людовик воспитывался при матери в другой стране.

Брак между Алисой и Альбертом I был заключён 30 октября 1889 года в посольстве Монако в Париже, а на следующий день состоялась церковная церемония. По условиям брачного контракта, приданое Алисы переходило в собственность княжества, а она сама стала первой в истории Американкой, ставшей супругой главы государства.

Алиса сотворила современный облик Монако

На момент их свадьбы Монако находилось на грани банкротства. Несколько лет назад княжество потеряло значительную часть своей территории, отдав её Франции в результате революции и гражданской войны. В результате Монако стало крошечным государством.

Чтобы спасти его экономику, Карл III вместе с супругой открыли в столице, Монте-Карло, знаменитое казино. Однако в момент свадьбы Алисы и Альберта I влияние казино на экономику было ещё слишком малым, и княжество имело репутацию «места для сомнительных людей».

Королевские семьи избегали Монако, настолько что, когда князь Альберт попытался пригласить находившуюся в Ницце британскую королеву Викторию, она, не желая посещать столь сомнительное место, опередила его и сама пригласила его с супругой на ужин в свою резиденцию. Ответного визита в Монако не потребовалось.

Алиса и её миллионы стали настоящим спасением для княжества. Альберт не проявлял интереса к повседневному управлению государством, роль абсолютного монарха взяла на себя Алиса. Оказалось, что она, как и её отец, обладает великолепным деловым чутьём.

Благодаря её финансовым талантам, княжество начало выходить из кризиса: Алиса уволила ненужных и коррумпированных придворных, урезала подозрительные и необоснованные расходы. Спустя десять лет её экономной политики княжество восстановилось после финансового упадка.

Мечтой Алисы было превратить Монако в культурный центр, и она решила создать здесь аналог своего парижского салона. Именно ей Монако обязано развитием театра, балета и оперы. Она вложила собственные средства в строительство нового великолепного здания для оперы.

Благодаря её усилиям, в княжестве начали выступать такие звёзды, как Сергей Дягилев с его балетом, композитор и певец Исидор де Лара, Сара Бернар и другие. Организованный ею Вагнеровский фестиваль сделал оперу Монако чуть ли не сопоставимой с миланской Ла Скала.

Весь культурный подъём княжества был заслугой исключительно Алисы. В то же время князь Альберт I проводил время, путешествуя по Средиземному морю на своих яхтах, которые были куплены на её деньги. Следует отдать ему должное — он называл свои яхты в её честь: «Алиса I» и «Алиса II».

Однако их брак с самого начала был обречён. Даже в свадебное путешествие на яхте Альберт отправился один. Алиса ненавидела морские путешествия и категорически отказывалась ступать на борт какой-либо из яхт мужа, что, разумеется, не улучшало их отношения.

Трудно сказать, почему два таких разных человека решили пожениться. Вначале Алису привлек титул Альберта и его мужественный, суровый характер. Альберта же восхищала её обворожительность, культурность и интеллект. Однако то, что могло стать основой для короткого, но страстного романа, оказалось недостаточным для долгосрочного брака.

Получив то, что хотели — она статус, он очаровательную жену и деньги, — супруги вскоре поняли, что у них нет ничего общего. Их не объединили даже дети. Вероятно, причина была в Альберте, который, по словам одной из его фавориток, страдал от мужских проблем и зачал своего единственного сына лишь спустя 10 лет брака.

Изначально супруги сохраняли видимость нормальных отношений, но со временем Альберт начал изменять жене. В 1894 году в Монако появился Исидор де Лара, английский композитор и певец еврейского происхождения. Невысокий и не слишком привлекательный внешне, он обладал огромным талантом и неким магнетизмом, который делал его очень популярным среди женщин.

Алиса взяла его под своё покровительство, а спустя несколько лет стала его возлюбленной. Придворные князя, которые не любили Алису за её экономную политику, сообщили ему об этом романе. Альберт I, как и многие мужчины, считал, что его собственные измены никоим образом не оправдывают аналогичного поведения жены.

Сначала князь делал вид, что ничего не знает. Однако его ярость вызвало то, что главной героиней новой оперы де Лары, премьера которой состоялась в 1899 году именно в Монако, стала Мессалина — императрица, которая изменяет своему наивному мужу. Между супругами произошли скандалы, и 8 февраля 1902 года произошёл знаменитый инцидент в оперном театре Монако.

Алиса настояла, чтобы князь сопровождал её. Когда перед началом представления Альберт увидел де Лару, он потерял самообладание и публично обвинил жену в измене с композитором. Алиса резко ответила ему, и тогда князь на глазах у всех дал ей пощёчину. Оскорблённая и униженная Алиса покинула театр и на следующий день уехала в Париж.

Альберт не собирался отпускать ситуацию на самотёк: он издал указ, запрещающий Алисе появляться на территории княжества. Он также распорядился удалить все её фотографии, изображения и любые упоминания о ней с территории и из официальных документов Монако.

Вопрос о том, что делать дальше, оставался открытым. Алиса требовала возвращения своего приданого, но Альберт I категорически отказался это сделать. В итоге она согласилась на компромисс. Князь согласился выплачивать ей пожизненную ренту и Альберт утратил право на оставшуюся часть её состояния.

Алиса сохранила титул княгини Монако, хотя понимала, что никогда больше не появится на территории княжества. Полная юридическая и личная сепарация была оформлена 30 мая 1902 года в Монако и 3 июня того же года во Франции, но это не было официальным разводом.

Свободная от брачных обязательств, Алиса переехала в Лондон, где вскоре к ней присоединился Исидор де Лара. Чтобы сохранить видимость приличий, они поселились в разных апартаментах, но в одном и том же отеле.

Позднее упоминалось, что её сын, 8-й герцог Ришелье, не одобрял её отношений с де Ларой. Алиса, ещё будучи достаточно молодой, вскоре открыла художественный салон в Лондоне. В нём бывали такие известные люди, как Редьярд Киплинг, Эдвард Элгар, а также молодой Уинстон Черчилль, который высоко ценил её интеллект.

Она пользовалась большой симпатией королевы Александры Датской, жены короля Эдуарда VII, которая регулярно присылала ей свежие розы из своего сада в Сандрингеме. Когда Алиса не была в Лондоне, она жила в купленном ею под Парижем замке Хо-Бюиссон, где принимала французских художников и вырастила великолепный розарий.

Во время Первой мировой войны Алиса с семьёй провела большую часть времени во Франции. Алиса и её мать, скончавшаяся в 1915 году, превратили маленький дворец в Ришелье в полевой госпиталь, оставив для себя лишь несколько комнат.

Благодаря связям по обе стороны Атлантики, невестка Алисы, герцогиня Элеонора, давала концерты в США и собрала более 100 тысяч долларов для помощи жертвам Первой мировой войны во Франции.

После войны Алиса постепенно отошла от светской жизни, проводя время либо в Париже, либо в своём замке Хо-Бюиссон. В 1922 году умер её муж, князь Альберт I, с которым она официально никогда не развелась. Алиса Хайн, вдовствующая княгиня Монако, скончалась от сердечного приступа в Париже 22 декабря 1925 года.

Даже после смерти Алиса вызвала небольшой скандал: большую часть своего состояния она оставила не своим детям, а Исидору де Ларе, которого назвала «другом на протяжении 40 лет, чья дружба и преданность были для меня радостью и утешением моей жизни».

Она попросила своего сына никогда не прекращать дружбу с де Ларой. Исидор отплатил ей тем же: до конца жизни он заботился о том, чтобы на её могиле всегда были свежие цветы. Алиса, как она сама отметила, «умерла христианкой» и простила «всех, кто её обвинял».

Она попросила похоронить её в скромной могиле на кладбище Пер-Лашез без претенциозных эпитафий. Некоторую часть средств она завещала французскому госпиталю в Лондоне.

Про Алису забыли очень быстро, да и её дети не оставили потомства. Её внучка от дочери Одиль скончалась бездетной. А её сын, стал восьмым и, как оказалось, последним герцогом Ришелье.

Не имея детей, в 1930 году он передал большую часть своего состояния, включая замок и парк площадью 1000 акров, Парижскому университету для научных целей. После начала Второй мировой войны Арман вместе с женой уехал в США и поселился в Нью-Йорке, где и умер.

Замок Хо-Бюиссон под Парижем пришел в упадок. В Монако память об Алисе практически стерта. Лишь в Новом Орлеане упоминается история семьи Алисы. В последние годы княжество Монако также восстанавливают судьбу Алисы Хайн.

Удивительно, что американка без титула, родом из Нового Орлеана, смогла занять важное место в европейской истории.

Без её финансовой и культурной поддержки княжество, возможно, так и не стало бы тем центром роскоши и культуры, каким его знают в наши дни. Театр, опера и балет, которые она помогла основать, стали визитной карточкой Монако, привлекая мировых знаменитостей и закрепляя репутацию княжества как места для элиты.

Столкнувшись с многочисленными испытаниями в личной жизни она никогда не теряла самообладания и продолжала идти своим путём. Даже после того, как была вынуждена покинуть Монако и начать новую жизнь в Лондоне, она сумела создать вокруг себя новый круг влиятельных людей и вновь стать центром культурной жизни.

Её роман с композитором Исидором де Ларой, хотя и стал причиной её разрыва с Альбертом I, не повлиял на её статус в лондонском обществе. Алиса продолжала играть важную роль в культурных кругах, поддерживая многих других художников, музыкантов и писателей.

В то время, когда женщинам было сложно добиваться самостоятельности и признания, Алиса Хайн сумела доказать свою силу, влияние и независимость.

Оцените статью