Позор на царском ложе

«Не для утех на ложе взял тебя царь, а чтобы понесла поскорее!», — грозился дядюшка. Четвертый год после свадьбы пошел, а ни одного намека на скорое появление наследника. «Смотри, ждет тебя судьба Соломонии Сабуровой, коли живот пустой оставаться будет».

— Мне в монастыре сгнить не светит! — гордо отвечала Олена. Молодая и красивая, она была здорова и сильна, знать немощь в супруге ее, царе Василии III, недаром первая жена так и не родила ему ребенка, вот он и отправил ее на насильственный постриг. А через два месяца сыграл свадебку с литовской княжной Еленой Глинской.

Всем хороша была девица шестнадцати лет от роду, и лицом и статью и фигурой. Разительно отличалась от московских барышень, очи долу не опускала, в пляс пускалась весело. Вместе с семьей дядюшки своего, литовского воеводы Михаила Глинского, переехали Елена и мать в Москву. В Успенском соборе на молебне увидал ее сорокасемилетний царь и пропал.

Свадьбу сыграли пышную, для молодой жены царь расстарался, да только из родни ее на свадьбу никого не позвал, нечего литовцам при дворе закрепляться. Братья царя хмуро смотрели как ведут молодую в опочивальню, коли понесет, придется распрощаться им с мечтами о престоле.

А вот царский конюший Иван Овчина Телепнев-Оболенский с невесты глаз не сводил, дорого он отдал бы, чтобы оказаться на месте новобрачного ее супруга.

Для молодой жены Василий III стал брить бороду, носить иностранное платье, жизнь в Кремле стала веселой и вольной. Приглашали скоморохов, музыкантов, все чтобы улыбалась красавица Олена.

Выпустил из острога дядюшку жены Михаила Глинского, дал дозволение пригласить на службу братьев с их женами. Самой близкой подругой для Елены стала Аграфена Челяднина, родная сестра красивого конюшего Ивана Овчины.

Да только все чаще царю шептали – отчего не понесет никак царица, где младенец в колыбели, а что, если она бесплодна, как та, первая? Царь отгонял злые сплетни, слишком уж привязался он к своей супруге. Только на четвертый год случилось.

Грозовой ночью, когда на небесах сверкали молнии, родила царица Елена сына, названного Иваном. Еще через два года появился на свет царевич Юрий. А когда наследнику было всего три года, царь Василий III скончался от болезни. Во время охоты открылся гнойник на ноге, началось воспаление. В завещании царь назначил управлять при малолетнем сыне регентский совет.

Не того ждала Елена Глинская. Вдовицей запереться в тереме было не по ее нраву. И вот уже братья царя Юрий Дмитровский и Андрей Старицкий обвинены в измене, посажены в тюрьму братья Шуйские, даже родного дядю Михаила не пощадила царица, в подземелье от голода и холода скончался воевода.

Сбылись все чаяния Елены, теперь она сама себе и своим детям стала хозяйкой. А рядом с ней красавец Иван Овчина. «Позорит царское ложе», — шептались бояре.

Но Елена не желала скрывать своих чувств. Поползли слухи: а не отравили ли Василия III, а от него ли, столько лет бесплодного, родила царица сыновей? Открыто выказывала царица предпочтение боярину Овчине, наделила его деньгами, земельными наделами, властью. Не боялась позора.

Но не до досужих сплетен было молодой царице. Она занялась реформами и управлением государством. Боролась с ростом монастырских землевладений, воевала с литовским королем Сигизмундом, и ведь разбил королька царский фаворит Овчина.

Со Швецией заключила договор о свободной торговле, денежную реформу начала. Привечала мастеров и ремесленников чужеземных, велела построить Китай-город. Многое успела Елена за свои несколько лет царствования, сильна была.

Сына Ивана воспитывала как истинного государя, сажая на трон еще совсем неразумное дитя, чтобы наблюдал за боярскими заседаниями, впитывал и учился. В шесть лет Иван встречал послов.

И вдруг сильная энергичная тридцатилетняя женщина занемогла. Ничего не могли сделать лекари, за одну мучительную ночь скончалась царица Елена Глинская, оставив сиротами сыновей Ивана и глухонемого Юрия.

Восьмилетний царь на похоронах матери прижимался к Ивану Овчине и рыдал. Но вскоре и этого друга пришлось ему лишиться, по приказу Василия Шуйского Телепнева-Оболенского схватили и заключили в темницу, где он умер от голода. Сестру Ивана, Аграфену, бывшую мамкой при царе Иване, арестовали и насильно постригли в монахини.

Иван Васильевич никогда не забыл тех лет, что пришлось провести ему под опекой людей, лишивших его всех родных и близких. Повзрослев, грозный царь сурово отомстит всем своим недругам.

Оцените статью
Позор на царском ложе
Дочь трактирщика