Когда Александре исполнилось 11 лет, бабушка-императрица Екатерина II начала искать ей жениха.
«Безобразных нам не нужно, дураков – тоже; но бедность – не порок. Хороши они должны быть телом и душой«, — рассуждала императрица, перебирая в голове кандидатуры из королевских семей.
Впрочем, семейное счастье было всегда на втором плане. Политические интересы, союзы представителей двух государств — вот что было главное.
Не угодила Екатерине II
Родиться девочкой в семье императрицы Екатерины априори означало «разочаровать» государыню.
«По правде сказать, я несравненно больше люблю мальчиков, нежели девочек», — сказала Екатерина, когда родилась ее внучка Александра, дочь цесаревича Павла.
Мальчики для императрицы были наследниками престола, продолжателями династии. А девочки это так, «не серьезно».
Поэтому с самого рождения Екатерина относилась к внучке холодно, при этом считая ее некрасивой и не очень способной. Хотя если посмотреть детский портрет великой княжны Александры Павловны, то девочка очень симпатичная.
Вот, смотрите сами:
До 6 лет Александра росла в немилости императрицы. А потом Екатерина переменила отношение к внучке: та стала показывать успехи в учебе, была очень упорной и старательной — этим и покорила бабушку-императрицу.
«Александра Павловна, приятно мне всегда, что ты умница, не плачешь, но весела; будешь умна, тобою будут довольны. Спасибо, что ты меня любишь, я сама тебя люблю», — писала Екатерина внучке.
Когда Александре исполнилось 11 лет, императрица начала подыскивать ей жениха. В этом возрасте великая княжна уже считалась «взрослой девицей». Отдавать ее замуж сразу не собирались, сначала нужно было найти достойную кандидатуру, а это дело не одного месяца и даже не одного года.
Жених нашелся быстро. Им оказался 14-летний шведский король Густав IV, который только-только вступил на престол.
Было два обстоятельства, ради которых должна была состояться свадьба:
1. Отец Густава хотел, чтобы он женился на одной из русских княжон. Родство с императорским двором было бы очень выгодно в борьбе против Норвегии. И хотя отец уже умер, Густав не мог пойти против его воли.
2. Этот брак был одним из «секретных» условий императрицы Екатерины для заключения Верельского мирного договора, официально завершавшего Русско-шведскую войну 1788-1790 гг.
Когда все политические интересы были учтены, нужные вопросы улажены, необходимо было сделать так, чтобы Александра и Густав понравились друг другу.
Сначала их познакомили заочно: они обменялись портретами, писали друг другу письма. Правда, Александра писала их под диктовку бабушки-императрицы, а за Густава писал один из его учителей, при этом приумножая его достоинства, чтобы у Александры было только положительное впечатление о женихе.
Нужный эффект уже на этапе переписки был достигнут: юная Александра была очарована и с нетерпением ждала личного знакомства. Да и сам Густав, увидев портрет Александры, был так поражен ее красотой, что несколько часов разглядывал его и тоже мечтал поскорее увидеть невесту.
Но «что-то пошло не так.»
Первые проблемы
Встал вопрос о вероисповедании Александры. После замужества она должна была принять лютеранство, а российская сторона настаивала, чтобы она сохранила православие.
Вопрос этот настолько тяжело решался, что в какой-то момент шведы решили даже отказаться от русской невесты и выбрать кого-то посговорчивее. Густав был даже короткое время помолвлен с Луизой Шарлоттой Мекленбург-Шверинской. Но благодаря интригам и напору императрицы Екатерины II та помолвка была разорвана.
Густав снова выразил желание жениться на Александре, и его пригласили в Петербург для личного знакомства. По случаю визита шведской делегации давали бал, где Александр и Густав вместе танцевали и много разговаривали. Императрица, наблюдая все это, вздохнула с облегчением: кажется, они друг другу понравились, а значит можно скоро официально объявлять о помолвке.
Пока шли все эти переговоры о браке, Александре исполнилось уже 13 лет.
День помолвки
В августе 1796 года Густав официально попросил руки великой княжны Александры Павловны у императрицы. Главный вопрос — о вере Александры — вроде бы был решен: король Густав на словах согласился с тем, что она сохраняет православие.
На 11 сентября была назначена помолвка великой княжны Александры Павловны и шведского короля Густава IV. Помолвку решили организовать пышно и с размахом: на саму церемонию пригласили кучу гостей, а после должен был быть бал.
И вот в назначенный день утром влюбленная Александра готовится к помолвке: ей помогают надеть нарядное светлое платье, делают прическу, украшенную цветами. А в это время дипломат Морков и фаворит императрицы Платон Зубов отправились к Густаву, чтобы подписать брачный договор.
И вот тут начинает разыгрываться настоящая драма…
Зубов и Морков обнаруживают, что в договоре не прописано ни слова о том, что Александра сохраняет православие. И потребовали внести соответствующий раздел в договор. Густав оскорбился: мол, разве недостаточно моего обещания, которое я давал на словах?
- Правда, по другой версии, договор составляли сами Зубов и Морков и, разумеется, вере Александры было уделено особое внимание. И когда Густав прочитал договор, то отказался его подписывать, потому что по конституции Швеции король и королева должны быть одного вероисповедания.
Как уж было на самом деле — не известно. Но переговоры длились больше 4 часов, и стороны так и не смогли договориться. В итоге Густав просто заперся в своих апартаментах и вообще отказался оттуда выходить.
А в это время в Зимнем дворце толпа гостей все ждала жениха…. Александра то и дело смотрела на часы, вздыхала и нервничала. Еще больше нервничала императрица.
Когда Зубов и Морков поняли, что вопрос уладить не удается, они вернулись к императрице и сообщили ей, что на помолвку жених не приедет. Гостям было объявлено, что помолвка откладывается из-за плохого самочувствия жениха.
В монастырь
Ах, бедная Александра! Она тотчас же убежала в свою комнату и проплакала там весь вечер и всю ночь.
Сердце ее было разбито. Она чувствовала себя опозоренной, отвергнутой и ни с кем не хотела говорить…
Еще несколько дней Зубов и Марков вели переговоры с Густавом, но так и не пришли к согласию. В итоге шведский король уехал из России и помолвка была окончательно расторгнута.
Александра тяжело переживала это. Спустя два месяца скончалась императрица Екатерина, что стало для нее очередным ударом.
Она замкнулась в себе, никуда не выходила, ни с кем не хотела видеться и говорить. В какой-то момент она даже заявила отцу Павлу I, который вступил на престол, что хочет уйти в монастырь. Тот запретил ей даже думать об этом, пообещав, что найдет ей другого жениха.
Но Александра была разочарована в любви, и больше не верила в счастливое будущее.
Другой жених
Через 3 года для Александры Павловны нашелся другой жених — австрийский эрцгерцог Иосиф, палатин Венгерский. Свадьба состоялась в 1799 году. Княжне было 16 лет, а Иосифу 22 года.
В день отъезда из России, и сама Александра, и ее отец Павел I, как будто чувствовали, что-то княжну ждет печальная судьба. Александра падала без чувств и в карету ее несли на руках, а Павел I все твердил, что больше уже не увидит дочь.
Собственно, так и получилось. Александру невзлюбила свекровь. И даже когда она ждала ребенка, отношение к ней не изменилось, а наоборот сделалось еще хуже. Кроме того, ее принуждали сменить веру, и по некоторым сведениям она под давлениям все же приняла католичество.
Александра родила девочку, но она спустя несколько часов умерла. А через несколько дней скончалась и она сама. Ей было всего 18 лет.