Проданные актёры: неизвестные истории о русском театре

Девочка так изящно танцевала, что граф Каменский махнул рукой: он покупает! За Грушу и ее родителей он отдал хозяину целое село и двести пятьдесят крепостных душ. В первой трети девятнадцатого века хороших актеров можно было… купить. И Аграфена Кравченко была далеко не единственной, кого покупали, словно мешок муки или лошадь.

Хозяева жизни

В середине восемнадцатого столетия богатые русские аристократы начали создавать в своих усадьбах целые театры. Это было затратное дело, но зато появлялась возможность выделиться из остальных. На постановки приглашали близких друзей, соседей, а если хозяин театра был близок ко Двору, то иногда подобные спектакли посещала императорская особа.

Известно, например, что Екатерина II бывала в усадьбе графа Шереметева и лично смотрела постановки в его театре. Однажды она так впечатлилась игрой молоденькой актрисы Прасковьи, что пожаловала ей бриллиантовый перстень со своей руки.

Англичанка Екатерина Вильмонт, бывавшая в России в начале XIX столетия, рассказывала в мемуарах, что в 1806 году побывала в усадьбе Люблино. Она принадлежала богатому помещику Николаю Дурасову, который с гордостью демонстрировал своих талантливых актеров:

«Позволял себе иногда, – писала Вильмонт, – нестерпимые выходки, хвастовство и шутки… Он хвастал богатством, презирая ум, талант и ученость».

Вильмонт не могла вспомнить, что за пьесу давали в театре Дурасова, но ей понравился балет. Его показывали в антракте, пока другие занятые в спектакле актеры переодевались или отдыхали.

Для своего театра в 1805 году Дурасов выстроил целое отдельное здание с ротондой. Он не поскупился и на драгоценные венецианские стекла и зеркала, повелел украсить стены росписью, а еще озаботился созданием театральной школы.

Из крепостных ребятишек отбирали самых толковых, учили их письму, чтению, музыке. А затем выпускали на сцену… Если получалось, что в театре сразу несколько актеров примерно одинакового плана, их могли продать в другой крепостной театр. Или обменять.

Дурасов поставил дело на широкую ногу! У него было два театральных общежития в поместье – одно женское, другое мужское. Одновременно у него имелось полторы сотни актеров, но если требовалась массовка для эпичного действия, то сгоняли обычных переодетых крестьян.

Драматург Петр Плавильщиков, который работал в этом театре, рассказывал, что хозяину очень нравились масштабные постановки. В скором времени театр помещика вошел в число двадцати самых крупных в Российской империи!

Чувствуя приближение смерти, Дурасов подписал вольные грамоты для своих домашних лицедеев. В 1818 году его актеры и музыканты оркестра разом обрели свободу. Некоторые остались в поместье, а другие разбрелись в разные стороны, потому что их охотно приняли московские и петербургские театры!

Купленные музы

Помещица Дарья Петровна Салтыкова держала в усадьбе Марфино свой крепостной театр. Считалось хорошим тоном приезжать к ней летом на домашние постановки. Хозяйке нравилось ставить спектакли по мотивам исторических событий, поэтому в ее театре были великолепные декорации и очень дорогие костюмы!

«Не знаю, откуда они могли взять совершенство тона, важность русских боярынь, – писал современник Филипп Вигель об игре актеров, – можно было подумать, что часть молодости своей они провели в палатах царя Алексея Михайловича».

Свою труппу Салтыкова тоже тщательно отбирала. Выкупала из других театров, сманивала, обменивала… Когда она умерла в 1802 году, родственники недолго поддерживали прежний образ жизни Салтыковой. А окончательно театр закрылся во время войны 1812 года – тогда усадьбу сожгли, и восстанавливать театр, впоследствии, просто не стали.

Большим театралом был граф Сергей Каменский. В селе Сабурово, что в Орловской губернии, он создал театр, которым восхищались далеко за пределами тех мест. Первым делом купил актеров у казанского помещика Есипова: тот разорился и продавал целую труппу. Теперь у Каменского были актеры всех мастей, и он мог приступить к делу.

Правда, актеры сразу почувствовали, что с этим барином им придется непросто. Он был человеком неуживчивым, вздорным. Вспыльчивым. Его отца крепостные зарубили за те же качества… Но Сергей Каменский современникам запомнился все-таки по другой причине. Фактически, он создал в Орле первый театр, свободный для посещений!

Он выстроил деревянное здание с красной крышей, с фальшивыми окнами, и сразу на пятьсот мест. И они редко пустовали! Многие, кто бывал в театре Каменского, говорили – его актеры могут сравниться с лучшими исполнителями из Императорских театров. А поют у Каменского не в пример лучше!

Как и многие другие «домашние театралы», Каменский заботился, чтобы его актеры получали уроки мастерства. Он тщательно разрабатывал репертуар… но и наказывал строго. Хлыст держал наготове во время каждой репетиции.

Горе тому, кто ослушался или сфальшивил! Вот он-то и присмотрел у помещика Офросимова девочку Грушу. Она так изящно танцевала, что Каменский решил ее приобрести. А заодно и родителей-актеров. Аграфена Кравченко – так звали юную танцовщицу – вскоре стала плясать на орловской сцене.

Каменский растратил все состояние на свой театр. Когда он умирал, дела его были расстроены. Поэтому преемники с большим облегчением узнали, что граф отпустил на свободу всех своих актеров – не надо было больше содержать эту дорогостоящую игрушку! Аграфена и ее семья перешли на работу в городской театр.

Аграфена Павловна Кравченко стала известной русской актрисой. Она работала в Орле, Харькове и Воронеже.

«По своему таланту, — писал о ней один столичный журнал, — по своей любви к искусству… голосу, наружности… эта актриса есть очень нечастое явление на малоизвестной сцене…»

К сожалению, век этой молодой женщины оказался недолог – она умерла в 1856 году в возрасте тридцати шести лет. Версии о том, как это случилось, разнятся. Самая распространенная – что актриса, будучи весьма разгоряченной после выступления, выпила стакан холодной воды и простыла.

Оцените статью
Проданные актёры: неизвестные истории о русском театре
Олег Борисов: как его предали коллеги и друзья по театру и почему он не сработался с Ефремовым