По собственной воле

Во время венчания Анна стояла с гордо поднятой головой, хотя на глазах и наворачивались слезы. Гости тоже не могли сдержаться, и украдкой вытирали глаза белоснежными платочками.

Это не были слезы счастья. Анне сочувствовали, ведь она, вольная девушка, стала крепостной…

Воспитанница

Анна Катина (Катинова) родилась в 1781 году в вольной крестьянской семье. Отец ее был потомственным иконописцем, а мать умерла, когда Анна была совсем маленькой. Отец женился второй раз, а Анну вместе со старшим братом Николаем взяла на воспитание одна купеческая семья.

Девочка ни в чем не знала нужды и получила неплохое для того времени и сословия образование — умела читать, писать и считать. Но в большей степени, конечно, ее учили вести домашнее хозяйство, рукоделию и др.

Когда Николай подрос, опекун на свои деньги отправил его в Петербург в Императорскую Академию художеств — там он посещал занятия как вольнослушатель. Анна поехала вместе с ним, но не известно, посещала ли она Академию тоже или просто переехала в столицу с братом.

Николай вскоре подружился с другим вольнослушателем Академии художеств — крепостным Василием Тропининым. Да-да, тем самым Тропининым, который станет известным художником. Но тогда он был крепостным, которого хозяин отправил в Петербург учиться кондитерскому делу. А в свободное время он посещал Академию художеств, занятия в которой оплачивал родственник его хозяина.

И именно через своего брата Анна и познакомилась с Василием Тропининым.

Полюбила крепостного

Чувства у Анны и Василия вспыхнули сразу. Оба понимали, что они предназначены друг другу судьбой, и вместе смогут быть счастливы. Но в этой истории любви возникло большое “НО” — Василий был крепостным графа Ираклия Моркова, а Анна свободной. А по законам того времени социальный статус и титул мужа передавался и жене.

Вариантов была два: либо граф Морков дает вольную Василию Тропинину, либо Анна становится крепостной.

Ираклий Иванович Морков к Василию относился как и большинство дворян к своим крепостным: как к своей собственности. В первую очередь это был для него крепостной, который выполнял обязанности кондитера, лакея, официанта, пастуха, а иногда и уборщика. Ну и конечно же был личным художником, который писал портреты всей семьи Морковых и их друзей.

Когда талант Василия Тропинина стали замечать высокопоставленные лица — другие известные художники, президент Академии художеств и даже сама императрица Мария Федоровна — начались переговоры с Морковым о том, чтобы он дал вольную Тропинину. Конечно, разговоры эти с графом вели покровители Тропинина, но Морков был непреклонен. Такой талантливый художник ему и самому был нужен.

Поэтому вариант, что Тропинин получит вольную и сможет жениться на любимой Анне, отпадал сразу.

— Граф вольную не даст. Но я не смею отбирать твою свободу, поэтому не могу предложить тебе стать моей женой, — с грустью говорил Тропинин своей возлюбленной.

Анна понимала, что теперь их будущее зависит только от нее: либо она соглашается стать крепостной по собственной воле, либо они с Василием будут просто сожителями, что для обоих, как для верующих людей, было неприемлемо.

— Я согласна стать крепостной, — тихо сказала Анна.

В крепостные по доброй воле

Василий Тропинин сначала отговаривал Анну, ведь он понимал, что она может навсегда остаться в крепостной зависимости. Но увидев, что Анна тверда в своем решении и ради любви готова на такой шаг, Тропинин понял, что не ошибся с выбором и еще сильнее стал любить свою Анну.

В 1807 году Анна и Василий обвенчались в церкви, которая только-только была построена и которую расписывал сам Тропинин. И собственно с того дня Анна стала крепостной графа Моркова.

Вскоре у супругов родился сын Арсений, и, забегая вперед, отметим, что у пары детей больше не было. Арсений тоже стал крепостным.

Несмотря на свое положение, Тропинины были счастливы. Василий писал портреты жены и сына, были созданы и другие полотна, которые сделали его знаменитым.

Вольная

По мере того, как росла слава Тропинина, росло и возмущение общества, что такой талантливый художник все еще остается в крепостной зависимости. В итоге под давлением общественности граф Ираклий Морков все же дал вольную Василию Тропинину. Он преподнес ее 47-летнему художнику в качестве пасхального подарка.

Но граф Морков дал вольную только Василию Тропинину, его жена Анна и сын Арсений по-прежнему оставались крепостными. Но стоит отдать Моркову должное: он не стал разлучать семью и разрешил Анне и Арсению уехать вместе с Василием в Москву.

Семья жила вместе, но формально жена и сын Тропинина все еще оставались в крепостной зависимости. Граф Морков их не отпускал, чтобы иметь на Василия Тропинина хоть какое-то влияние.

Только спустя 5 лет они получили вольные. Но их выдал не граф Морков — он умер, так и не освободив Анну и Арсения. Вольные им дала дочь Моркова — Вера Ираклиевна. На тот момент Анне было 47 лет, а Арсению 19.

Анна и Василий прожили вместе почти 50 лет душа в душу до самой смерти Анны. Ее не стало в 1855 году в возрасте 74 лет, из которых 21 она прожила в крепостной зависимости.

Без любимой

Василий Тропинин тяжело переживал потерю любимой жены. В доме все напоминало о ней, и художник принял решение переехать. Но даже в другом доме Тропинин так и не смог пережить утрату жены — его ничего не радовало, кисти валились из рук и не было вдохновения. Казалось, жизнь для него без Анны потеряла смысл. Спустя 2 года не стало и Василия Тропинина.

Что касается сына Арсения, то он тоже был художником — отец с ранних лет обучал его живописи. Арсений Тропинин получил звание неклассного художника портретной живописи (формальный уровень квалификации). Это звание он получил за некоторые копии картин отца. Но больших высот как художник Арсений Тропинин не достиг.

Арсений дожил до глубокой старости, но детей у него не было, а потому род Тропининых на нем пресекся.

Оцените статью