Отдали гордую княжну замуж за слугу

-Он же раб твой! – умоляла княжна. – А ты сестру за него отдаёшь…

Но князь Ягайло хмуро повелел Марии готовиться к свадьбе. Он бесконечно доверял человеку, за которого собирался выдать сестру. Конечно, происхождением Войдило подкачал – сын пекаря, слуга в его княжестве. Однако тот был предан своему господину, и за это его стоило вознаградить.

Все в Литовском княжестве знали, что любимый сын правителя – это Ягайло. Ни сыновья от первого брака, ни старшие дети от княжны Тверской, не могли похвастаться таким вниманием и заботой Ольгерда, как Ягайло.

Говорили, что он хитер и ловок. Что наделен невероятной силой. Но самое главное – Ягайло был настоящим отражением самого Ольгерда. Ни один отпрыск литовского князя не был так похож на него, как восьмой сын. И вот ему, сходя в могилу, Ольгерд завещал власть и свои земли.

Мать шептала благодарственные молитвы. Иулиания Тверская восприняла эту весть с великой радостью: и она отличала Ягайло от остальных. Теперь княжество должно было подчиниться ему, а сестры и братья, при встрече, обязаны были склонить головы…

Мария не роптала – она была воспитана в глубочайшем уважении перед старшими и теми, кто находился выше ее по положению. Она и подумать не могла, что задумал Ягайло!

В ту пору при Дворе уже давно обретался слуга Войдило. Сын пекаря, он поначалу и сам работал на кухне. А затем – за проворство – был назначен при князе стольником. Разносил еду, разливал напитки. Прислуге обычно велено молчать, пока не князь не разрешит.

Но Войдило оказался говорливым парнем. Рассказывал Ольгерду разные шутки да прибаутки, делился новостями, какие слышал от других людей, что-то додумывал от себя… Князь оценил это качество. Увидел, что мечтает Войдило занять положение выше, почем имел, и не стал противиться. Так началось постепенное восхождение слуги до роли княжеского советника. Ну и ловок был Войдило!

«Ему все ведомо, что князь не видит, — говорили при Дворе, — у него десятки осведомителей, какие сообщают ему важные сведения. Потому и ценит его Ольегрд».

Повысили Войдилу до старосты в городе Лида, а когда Ольгерд умирал, то завещал своему сыну не обижать своего слугу. Велел старый князь прислушиваться к умному сыну пекаря… Впрочем, Ягайло и сам давно понял, что Войдила может быть полезен. По-собачьи предан, разумен и обрёл немалое влияние в княжестве.

Трудно сказать, в какой момент было принято это решение. Но Ягайло решил вознаградить Войдило за верную службу. Женить его на своей сестре, Марии, которой в ту пору исполнилось шестнадцать лет. Сколько лет было самому жениху? На этот счёт нет точных сведений. Но вряд ли Войдило был моложе двадцати пяти-тридцати лет.

— Ты что, князь? – бушевал дядя Ягайло. – Как на тебя посмотрят другие государи? Виданное ли дело, чтобы отдавать гордую княжну замуж за прислугу?

Князь Кейстут, который произносил эту гневную речь, всегда недолюбливал племянника. Считал, что на троне тот оказался незаконно, впереди старших братьев. А известие о грядущем замужестве Марии и вовсе привело его в ярость.

«Он мечтает самостоятельно править Литовским княжеством, — нашептывал Ягайло его советник Войдило, — вот и бушует. Боится, князь, что ты обретешь силу, какой у него самого нет!»

В 1379 году, как и было задумано, заплаканная княжна Мария пошла под венец с ненавистным ей Войдилой. Гордая княжна считала это событие унизительным для себя. Единственная из всех сестер Ягайло, она пошла за слугу! Четыре ее сестры уже сочетались браком с князьями, жили в палатах, носили золотой венец на голове. А ей… за что уготована участь стать невесткой пекаря?

— Молчи. – холодно приказала мать. – Так надобно! Не все князья рождаются князьями. Не все бояре вышли из шелковых пеленок.

Иулиания Тверская была невозмутима: раз так решил Ягайло, значит, тому и быть. И она же поддержала сына, когда он тайком начал вести переговоры с католическим Ливонским орденом, а потом подписал договор с тевтонцами… А выступал от князя – Войдило. И он же возил грамоты между своим господином и Тевтонским орденом.

Щедро наградил своего слугу Ягайло за посредничество: пожаловал земли, крепости. Теперь Марии нечего было сетовать. Войдило мог добиться и других высот! Высокомерие слуги оказалось так велико, а его влияние на князя так сильно бросалось в глаза, что дядя Ягайло не выдержал.

Литва и так раскололась на два враждующих лагеря. Собрав нескольких крепких молодцев, приказал Кейстут выкрасть Войдило. А потом предал его смерти… Отомстил за унижение племянницы и за коварные речи пекарского сына. Он пошел и дальше – сверг с престола Ягайло, как тот и опасался. А затем провозгласил себя правителем.

Впрочем, ненадолго. Уже в 1382 году Кейстут и сам пал жертвой заговора. По преданию, он согласился на переговоры с Ягайло, весело пировал вместе со своим сыном, когда ворвались вооруженные люди и схватили обоих. Так, обманом, Ягайло вернул себе великое княжение в Литве. Кейстут был немедленно посажен в замок, где 15 августа 1382 года и оборвалась его бурная жизнь.

Что же стало с Марией? Избавившись от ненавистного мужа, она недолго оставалась свободной. Княжну выдали замуж за городецкого князя Давида, за ровню, как и мечтала Мария. В этом союзе – по крайней мере, по имеющимся летописным данным – родился единственный сын, названный Дмитрием.

Дальнейшая судьба Марии, к сожалению, не прослеживается. Но литовские князья Лукомские называли себя ее потомками, хотя на этот счет имеются и сомнения.

Оцените статью