Лучшие ткани отправляли торговцы во дворец. Самые дорогие и роскошные предназначались султану. По своему выбору мог он приказать шить из них новую одежду для себя или подарить матери, сестрам и женам.
В гареме султана Османской империи царила строгая иерархия. Каждая наложница получала деньги в зависимости от своего положения. Самой богатой была любимая жена.
*
Султан Сулейман получил прозвище Великолепный за свою страсть к роскоши и искусствам. Он носил дорогие и яркие одежды и несколько раз в год отправлял послов в Московию за лучшими мехами.
Любимая жена Сулеймана, знаменитая Роксолана, одевалась роскошнее других обитательниц гарема. И всё же ее наряды сильно отличались от тех, что показали в сериале «Великолепный век». Из чего же состоял женский наряд?
Мода в гареме не менялась вплоть до XIX столетия, это была традиционная одежда, и отличалась она лишь богатством тканей и разнообразием отделки. Наряды были многослойными и весьма практичными, к тому же они должны были соответствовать религиозным правилам.
Нижнее белье
Прежде всего надевали нижнюю рубаху гемлек. Она была свободного кроя и с глубоким вырезом, рукава широкие. Шили гемлек из хлопка, шелка или даже тонкой шерсти. Глубокий разрез на груди не случаен, он необходим для удобства кормления детей.
Затем панталоны. Рубаху в них не заправляли, носили поверх. Панталоны назывались дизлык. Были они очень широкими и удерживались на талии шнурком. Похожие носили и мужчины. Интересно, что поверх тонких панталон носили еще и шальвары, они кроились точно так же, но шились из дорогой и красивой ткани, ведь их было видно из-под остальной одежды.
Во дворце Топкапы сохранилось множество таких шаровар-панталон, мужских и женских. На пошив шальвар требовалось до 7 метров ткани, удовольствие не дешевое.
Из-за пожаров во дворце не сохранилось описей одежды Хюррем султан, но известно, что у матери Мехмеда IV Хатидже Турхан было 30 шерстяных шаровар, а у жены Мехмеда 40 шелковых шаровар с золотым и серебряным шитьем.
Платье
Поверх гемлек и шальвар надевали антери. Это верхнее платье плотно облегало талию и застегивалось на поясе на несколько крючков или пуговиц. Можно сказать, что в сериале «Великолепный век» женщины носят нечто очень похожее. Но только поверх полагается еще несколько слоев одежды.
На бедрах антери повязывали кушаком, широким поясом. Его украшали вышивкой, драгоценными камнями, жемчугом.
Интересно, что антери шили очень длинными, а чтобы было удобнее ходить, подвязывали между ног.
Верхнее платье
Последний слой одежды – ферасе или фераджи. Это верхнее платье как халат накидывали поверх антери. У него могли быть как широкие, так и узкие рукава, а застегивали его на ряд пуговиц.
Парадная одежда
Поверх верхнего платья женщины надевали стеганую жилетку или меховую накидку. На важных мероприятиях женщины появлялись в халатах из драгоценных тканей, таких же, какие носил султан. У всё той же Хатидже Турхан было 111 кафтанов.
Тюрбан
Невозможно женщине появиться с непокрытой головой. Поэтому гаремные красавицы носили головной убор фотаза, представляющий из себя феску с платком. Платок закрепляли таким образом, чтобы не видно было лица. Появиться без фотаза на улице было недопустимо.
В гареме женщины тоже покрывали голову и носили тюрбаны, они могли быть разных форм и размеров в зависимости от моды, сферические или вытянутые. На тюрбан закрепляли украшения эгреты и даже перья.
Обувь
Очень интересна обувь, которую носили женщины в гареме. Она напоминает сабо на платформе. В таких туфельках далеко не убежишь, но наложницам и не полагалось много двигаться, они должны были ходить медленно и красиво.
Корона Хюррем
И последнее, о чем хочу рассказать, это корона Хюррем. В сериале это очень красивое сооружение, легкая невесомая конструкция, существовала ли она на самом деле?
Сомнительно. Но изготавливали ее, ориентируясь вот на это изображение Роксоланы, созданное на основе литографии Матео Пагани уже в XVIII веке.
Не существует ни одного достоверного изображения Хюррем султан. Но представить ее одежду можно по портретам более поздних султанш, ведь мода не менялась, и ориентируясь на традиционные турецкие одежды.
Европейские художники очень любили фантазировать на тему восточных красавиц, и Тициан написал прекрасный, но нереалистичный портрет Роксоланы, потому что сам он ее никогда не видел и в Османской империи не был.
Венецианские торговцы часто посещали Турцию и привозили записи и впечатления. Существовала определенная мода на все восточное и загадочное. Даже туфли на высоких каблуках так похожи на чопины, которые носили венецианки.