Худощавый юноша почти не обращал внимания не девочку в белом платье. А старшая дочь герцога Йоркского запомнила его сразу и навсегда. Они встретились на свадьбе дяди принцессы Елизаветы в 1934 году. Если бы юноше тогда рассказали, что однажды он женится на этой малышке с кудряшками, он бы, наверное, расхохотался.
Няня первая отметила: «что-то неуловимое произошло между ними». В июле 1939 года была вторая встреча Елизаветы и Филиппа. Восемнадцатилетний греческий принц так поразил воображение дочери короля – теперь ее статус поменялся – что Мэрион Кроуфорд добродушно ворчала. «Вы не сводили с него глаз», — выговаривала она Елизавете.
А потом… были письма. Филипп много ездил по миру – он служил во время Второй мировой. После возвращения состоялся тот самый важный разговор с королем Георгом VI. Официальное предложение руки и сердца от Филиппа – к Елизавете. И родня вовсе не была уверена, что выбор сделан правильный!
Она должна была – со временем – занять престол. Поэтому попытки отговорить Елизавету все-таки были. Однако она не сдавалась, приводя категоричные аргументы: в конце концов, ее собственный отец женился по любви. Он трижды делал предложение Елизавете Боуз-Лайон, но завоевал ее! Посоветовавшись между собой, родители принцессы все-таки дали согласие на брак.
Помолвочное кольцо для Елизаветы было сделано ювелиром Филиппом Антробусом из Лондона, а бриллианты были позаимствованы из тиары матери жениха. Отец настоял только на одном – объявление о помолвке следует отложить, пока невесте не исполнится двадцать один год.
Они оба принадлежали к королевским семьям, с той разницей, что Филипп был изгнанником. Греческая королевсккая семья после переворота в своей стране была вынуждена бежать.
Сестры Филиппа осели в Европе и вышли замуж за немецких принцев (по этой причине их не было на свадьбе, ведь те самые принцы поддерживали Гитлера). Сам Филипп учился в Англии и находился «под крылом» своего дяди. Позже скажут, что это Луис Маунбеттен, человек весьма ловкий и непростой, обратил внимание Елизаветы на стройного молодого «грека».
За сутки до свадьбы Филиппу даровали титул герцога Эдинбургского, графа Мерионета и барона Гринвича. Торжество было назначено на 20 ноября 1947 года. В послевоенные годы – первая большая и очень помпезная церемония. Кто-то бормотал о неуместности. Другие, наоборот, ликовали! Как все устали от несчастий, безденежья, горя… Англия хотела радоваться!
В Вестминстерском аббатстве находились 2 тысячи гостей, когда Елизавета и Филипп обменивались клятвами. Это было похоже на сказку: пэры королевства в своих великолепных коронетках, дамы в бриллиантах… Всего за одиннадцать лет до этого события в том же соборе короновали отца Елизаветы. И спустя пять лет короновали ее саму…
*
Король и королева Дании приехали поздравить жениха и невесту, был среди приглашенных и герцог Люксембурга. А невеста прибыла в аббатство в ирландской королевской карете, сопровождаемая полком лейб-гвардии. И что интересовало всех в первую очередь? Конечно, платье!
Свадебный наряд шил Норман Хартнелл, который разработал сразу несколько эскизов. Окончательный утвердили в середине августа, так что на пошив оставалось три месяца. Но поскольку в Англии действовала карточная система, платье было оплачено… талонами на одежду.
Занятный и очень характерный эпизод: сотни людей со всего королевства присылали принцессе свои талоны, чтобы оплатить это чудесное платье. К слову, талоны были возвращены обратно. С благодарностями.
Платье было сшито из атласа и на его создание кутюрье вдохновила картина Сандро Боттичелли «Весна». Конечно, это была не полноценная реплика, но цветочные мотивы – оттуда. Великолепные гирлянды из блестящих золотых и шелковых серебряных нитей, расшивались вручную. Сами нити изготовили в замке Лаллингстоун, в Кенте.
*
*
А что было вышито? О, целые букеты! Розы, жасмин, колосья пшеницы… Их украшали десять тысяч бусин. Юбка была пышной, а еще невесте полагался шлейф длиной 13 футов из шелкового тюля. На левой стороне юбки был изображен клевер, и на восьми платьях подружек невесты – тоже. Когда они придерживали свои подолы, то неизбежно касались пальчиками клевера. На счастье.
О, а как хороши были атласные босоножки! Их украшали серебряные пряжки и мелкие жемчужинки. И все это великолепие хранили в большом секрете. Так, что Хартнеллу пришлось занавешивать окна своего дома на Брутон-стрит, чтобы никто не смог подсмотреть.
Среди подружек невесты были принцесса Маргарет, младшая сестра невесты, принцесса Александра Кентская, Маргарет Элпинстоун, Памела Маунбеттен и Диана Боуз-Лайон.
А букет, букет! Его подарила Почетная компания садоводов, и его составили из белых орхидей, каттлея и мирта. Да, веточки того самого мирта, что вырос при королеве Виктории.
Конечно же, на голове сияла тиара. Это была драгоценность королевы Марии Текской, которую можно было трансформировать в ожерелье. Изначально это и было ожерелье, подаренное Марии королевой Викторией. Но в 1919 году владелица попросила ювелирный дом изготовить кокошник в русском стиле, очень модном в ту пору. Так и получилась тиара!
И надо же было такому случиться, что, когда тиару надевали на голову принцессы, она сломалась… Спешно вызванный ювелир смог починить тиару в рекордные сроки. Правда, дефект все равно остался заметен – один шип в украшении явно отстаёт от другого.
Были на Елизавете и жемчужные ожерелья, одно из которых имело очень давнюю историю – оно принадлежало еще королеве Анне Стюарт!
Церемонию записали и транслировали для аудитории в 200 миллионов человек. Кольцо из валлийского золота блеснуло в соборе – теперь обручальное. И только двое знали, что внутри кольца имелось скрытое послание, предназначенное лишь для них…
Сто тысяч человек плотным кольцом обступали Букингемский дворец, чтобы увидеть, как принцесса Елизавета помашет им рукой. Поприветствовав собравшихся, молодожены отправились на свадебный завтрак, где присутствовали уже 150 человек. И все гадали, какой будет торт!
*
*
Он не подвел. Главный кондитер по фамилии Шур изготовил чудесный кондитерский шедевр с ингредиентами из разных концов света. Его так в шутку и назвали «торт на 10 тысяч миль». И он был высотой… 2,7 метра. Он весил 400 килограммов и состоял из 4 ярусов. Ввиду того, что он огромный, разрезали его мечом, морским мечом жениха, который ему подарил Георг VI.
А потом торт разрезали на 2000 кусочков, которые достались гостям и благотворительным фондам и организациям. Некоторые хранили эти кусочки десятки лет, чтобы потом продать на аукционе. Дело в том, что особая пропитка торта делает его съедобным… даже годы спустя.
После приема Елизавета переоделась. В синем платье-пальто она вместе с Филиппом отправилась в свадебное путешествие. Мать осыпала новобрачных лепестками роз. И каким был сюрприз, когда в карете оказался корги Елизаветы! Получается, что в путешествие отправились трое. Правда, уже на вокзале песик испугался и сорвался с поводка, поэтому его пришлось ловить. Успешно, надо сказать.
Принцесса и ее супруг проехали до поместья лорда Маунбеттена, а потом отправились в Балморал. Когда их путешествие закончилось, они обосновались в Букингемском дворце, и только потом обзавелись собственным жильем. Правда, ненадолго. Очень скоро умер отец Елизаветы, и для супругов началась совсем другая жизнь.
Они были вместе до самого конца, когда принц Филипп умер 9 апреля 2021 года в возрасте 99 лет. У них было четверо детей: король Карл, принцесса Анна, принц Эндрю и принц Эдуард, восемь внуков и 12 правнуков.