Запах паленых волос сводил с ума. Настасья смотрела на беснующуюся толпу, а языки огня, между тем, подбирались к ее ногам. «За что мне это?, — думала та, что прозвана Чагривной была. — За что?».
В 1149 году молодой галицкий княжич Ярослав Владимиркович женился на княжне Ольге Юрьевне, дочери князя Ростово-Суздальского Юрия Владимировича Долгорукого.
Брак сей был заключен не по любви, а по надобности: таким образом отец Ярослава, князь Галицкий Владимирко Володаревич заключил союз с Юрием Долгоруким против великого князя Киевского Изяслава Мстиславовича.
В 1153 году Владимирко Володаревич скончался, и Ярослав Владимиркович стал новым князем Галицким.
Союзник Ярослава, и по совместительству, тесть его, Юрий Долгорукий, к тому году успел побывать великим князем Киевским и после кратковременного безуспешного правления был изгнан все тем же Изяславом.
Ярославу Владимирковичу пришлось самому воевать с киевским князем за волынские города, захваченные в свое время Владимирко Володаревичем.
16 февраля 1154 года во время кровопролитной битвы при Теребовле Изяслав захватил в плен много галичан, но в итоге после долгих переговоров киевский князь согласился отступиться от волынских владений Ярослава в обмен на признание галицким князем старшинства Изяслава Киевского.
За столь мудрое решение в народе прозвали Ярослава Владимирковича «Осмомыслом», что значит «тот, у кого восемь умов».
В 1157 году тесть Осмомысла, Юрий Долгорукий, скончался, после чего Ярослав Владимиркович стал союзником нового киевского князя Изяслава Давыдовича.
Уже через год Ярослав и Изяслав рассорились — киевский князь поддержал претензии на галицкий стол двоюродного брата Осмомысла, Ивана Ростиславовича Берладника.
Вскоре Изяслав вместе с Берладником пошли войной на Ярослава. Ярославу и его союзнику, князю Волынскому Мстиславу Изяславичу, удалось разгромить врагов своих, после чего киевский стол был отдан Ростиславу Мстиславичу.
В 1161 году Изяслав Давыдович был убит, а Иван Берладник умер на чужбине.
Ярослав Осмомысл был верным соратником Мстислава Изяславича в противостоянии с Владимирским князем Андреем Боголюбским. Вместе князья галицкий да волынский нанесли Боголюбскому страшное поражение.
На внешнем фронте все получалось у Осмомысла, спорились его княжеские дела, выигрывались сражения, бежал супостат. Однако на фронте семейном Ярослав Владимиркович оказался не столь успешен.
Нет, детишек княгиня Ольга Юрьевна родила супругу немало — три дочери, сын Владимир. Однако же, Ярослав Владимиркович как не любил жену в первый день свадьбы, так не полюбил ее и за двадцать с лишним лет совместной жизни.
Постыла была Осмомыслу княгиня Ольга Юрьевна, и даже резвый наследник Владимир его не радовал.
В 1170 году совершил Ярослав Владимиркович неслыханное дело — при живой-то жене привел в терем полюбовницу, попадью Анастасию Чагривну, или, как ее еще называли, Настаську Чарг.
И вот эта-то Настаська и родила князю внебрачного сына, которому дали имя Олег. Ярослав Владимиркович дал отпрыску свое отчество — Ярославич, однако, в Галиче мальчишку называли обидно — Олег Настасьич.
Ярослав крепко любил своего сыночка Олега и его мать, Настаську. А вот законная жена Ольга Юрьевна, законные дети и наследник Владимир стали князю не милы. Охладел Осмомысл к семье-то.
Семейными проблемами князя не преминули воспользовался галицкие бояре, которые давно находились с ним в противостоянии. По примеру польской и венгерской знати хотели бояре больше власти, больше влияния.
В 1171 году галицкая аристократия открыто поддержала Ольгу Юрьевну в ее схватке с Настаськой. Узнав об этом, Осмомысл осерчал и изгнал княгиню с наследником Владимиром в Польшу.
Ярослав Владимиркович заявил, что, в случае смерти своей, он видит наследником сына Олега, регентшей при нем — Анастасию Чагривну.
Бояре возмутились и устроили в Галиче мятеж. В княжеский терем ворвались бунтовщики, кричавшие, что Чагривна — ведьма, что она околдовала князя. На глазах у Осмомысла Настаську схватили, жестоко избили и потащили во двор, где уже полыхал костер.
Анастасия была сожжена за ведьмовство. «Ведьменка» Олега Настасьича бунтовщики, правда, не тронули.
С князя Ярослава Владимирковича бояре взяли клятву, что тот вернет в Галич Ольгу Юрьевну и будет жить с ней в полном согласии.
Испуганный произошедшей у него на глазах расправой над любимой женщиной, Осмомысл выполнил требование бунтовщиков.
Ольга Юрьевна с княжичем Владимиром вернулись в Галич. Князь создал супруге настолько невыносимую жизнь, что в 1172 году княгиня с сыном были вынуждены бежать из Галича во Владимир-на-Клязьме, к брату Ольги Юрьевны.
В 1182 году княгиня, принявшая схиму под именем Ефросиния, скончалась во Владимире. После этого Ярослав Осмомысл, к тому времени снова подчинивший себе бояр, восстановил отношения с сыном Владимиром.
Законный наследник вернулся в Галич и жил с отцом, несмотря на то, что Осмомысл оказывал «Настасьичу» несравнимо большие почести.
В 1187 году на смертном одре Ярослав Владимиркович отдал галичский (главный) стол незаконному сыну Олегу, рожденному от наложницы. Старшему сыну, рожденному в законном браке от княжны, дочери Юрия Долгорукого, отец отдал во княжение маленький Перемышль.
Галичане были недовольны посмертным решением князя, но покорились ему.
Галичане-то покорились, да вот только Владимир Ярославич не готов был смириться с потерей главного стола. Сговорившись с боярами, перемышльский князь изгнал единокровного брата из Галича.
«Настасьич», спасая жизнь свою, сбежал в Овруч. Олег просил поддержки в возвращении галицкого стола у овручского князя Рюрика (Василия) Ростиславовича, но получил отказ.
Тогда Настасьич отправился в Польшу, на поклон к королю Казимиру II Справедливому. Казимир с удовольствием поддержал Олега: вместе с польскими ратниками бастард Осмомысла пошел в Галич против Владимира.
Князь Галицкий ничего не смог противопоставить польской рати и был разбит. Владимир с женой и двумя сыновьями бежал в Венгрию, ко двору короля Белы III.
Между тем, Олег Настасьич недолго княжил в Галиче. В 1188 году бояре отравили князя и призвали князя Волынского Романа Мстиславича.
Владимир Ярославич, как законный наследник стола, стал просить у Белы помощи. Венгерский король согласился помочь свергнутому князю, вторгся в Галицкое княжество, разбил Романа Мстиславича, но вот стол Владимиру вернуть отказался. Бела усадил на Галицкое княжение своего сына Андраша.
Владимир с семьей оказался в венгерском плену, из которого ему чудом удалось бежать.
Не готовый смириться с потерей стола, бывший галицкий князь сумел добраться аж до Рима, где обратился к самому императору Священной Римской империи Фридриху I Барбароссе. Фридрих поддержал Владимира Ярославича, после чего против венгров с бывшим галицким князем согласились выступить поляки (правда, не бесплатно, а за 2000 гривен в год).
Вместе с поляками Владимир смог выбить венгров из Галича и в начале 1189 года утвердиться на галицком престоле.
Правда, положение Владимира Ярославича было шатким, он искал поддержки неподалеку, и, в конце концов, смог заручиться покровительством князя владимиро-суздальского Всеволода Большое Гнездо — самого могущественного в раздробленной Руси на тот момент.
Всеволод взял с других князей клятву:
«Галича не искать под ним».
Владимир Ярославич наконец-то прочно занял престол своего отца, который, впрочем, покойный отец ему отдавать вовсе не хотел.
Сыновья Владимира Ярославича умерли еще при жизни отца, из-за чего династия галицких Ростиславичей угасла.
Борьба за галицкий стол возобновилась и стала еще более кровавой.