Голос барина разбудил Анисью, задремавшую у теплой печки.
— Анисья, поди сюда! Ты где?
Девушка вскочила, быстро поправила съехавший набок платок на голове, и пошла к барину.
— Разговор у меня к тебе есть. Значит, решил я тебя в Суздаль в монастырь отправить.
Анисья побледнела и не понимала, чем она так провинилась перед барином, который еще вчера признавался ей в любви.
— Да не робей ты. Учиться там будешь. А как вернешься — вольную тебе дам. Хватит нам уже прятаться, будешь женой моей перед Богом и перед людьми.
Анисья не могла сдержать слез и бросилась на шею барину, которого тоже любила.
На ком жениться?
Отслужив в Преображенском полку, Михаил Алексеевич Сеченов вышел в отставку и поселился в Симбирской губернии в имении, доставшемся ему в наследство от отца. Здесь Михаил Алексеевич занимался разведением лошадей, и дела его шли неплохо.
Одно только огорчало Михаила Алексеевича: годы шли, а он все не женат был. Родственники пытались ему сосватать нескольких барышень, но ни одна из них Сеченову не приглянулась.
А вот крепостная Анисья Осипова — совсем другое дело. Барин Михаил Алексеевич всегда был к Анисье добр. Да и вообще ко всем своим крепостным: не притеснял их, в неурожаи помогал хлебом, а если случался пожар — на свои деньги строил избы погорельцам.
Но из всех своих крепостных Михаил Алексеевич особенно выделял Анисью. Красивая, услужливая, лишнего не болтает, а больше делом занимается.
«Хороша девка, на такой бы жениться,» — думал Михаил Алексеевич, глядя на Анисью.
Сначала в монастырь
Отношения помещиков с крепостными девушками были повсеместно. Это было обычным делом, и не женатого барина, который не имел любовных связей с собственными крепостными, скорее считали чудаком, чем нормальным человеком.
Если уж случалась сильная любовь, то чаще всего помещики предпочитали просто сожительствовать с полюбившейся крестьянкой. Случаи женитьбы были очень редки.
- Пожалуй, самым ярким примером является любовь графа Шереметева и его крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. Через что им пришлось пройти, чтобы узаконить свои отношения!
Сначала Михаил Алексеевич всерьез о женитьбе на Анисье и не думал. Но девушка так запала ему в душу, что он понял: влюбился по-настоящему! И жизни своей без Анисьи не представляет.
Она отвечала взаимностью. Михаил Алексеевич не сомневался в искренности ее чувств, и все чаще стал всерьез думать о том, чтобы дать ей вольную и жениться на ней.
Решение Михаила Алексеевича было взвешенным и обдуманным. Сначала он отправил возлюбленную на некоторое время в Суздальский монастырь, где ее обучили грамоте и рукоделию. А после, когда она вернулась обратно, Михаил Алексеевич вручил ей вольную, кольцо и сказал, что хочет, чтобы она стала его женой.
Мать великого ученого
Новость о том, что Михаил Алексеевич женился на крестьянке, быстро разлетелась по всему уезду и всей Симбирской губернии. Общество этот поступок не одобрило, соседи перестали общаться, но Михаилу Алексеевичу было все равно. Он был счастлив со своей Анисьей, и это самое главное!
Анисья родила Михаилу Алексеевичу 8 детей, и самым младшим ребенком в этой семье был Иван Михайлович Сеченов — наш известный ученый-естествоиспытатель и физиолог.
О родителях ученого мы знаем в первую очередь из его автобиографических записок.
«Моя милая, добрая, умная мать была красивая в молодости крестьянка…На ее руках была половина домового хозяйства, но в семье, при жизни отца, голос ее слышался очень редко…она не была ласкова к детям; поэтому я узнал ее и полюбил уже в зрелом возрасте, когда по выводе в отставку из военной службы прожил более полугода у нее в деревне», — пишет о матери Иван Сеченов.
Родители понимали всю важность образования, поэтому сначала детей учила дома гувернантка — одна из выпускниц Смольного института благородных девиц. Позже старших детей отправили учиться в Казанскую гимназию. Правда, Ивану, самому младшему из всех, там учиться не довелось — у семьи возникли финансовые трудности после смерти Михаила Алексеевича.
В тот момент Ивану было 10 лет. Под руководством матери и гувернантки будущий ученый продолжил обучение дома, а потом благодаря старшим братьям стал учиться в других учебных заведениях, в том числе и за границей, и стал основоположником первой в России научной школы физиологии, совершив ряд научных открытий.