Роды как лотерея: как проигрывали королевы

Карету потряхивало на неровной дороге, но Елизавета не обращала внимания на неудобства. Ее выдали замуж и теперь везли в Испанию, к суровому королю Филиппу II. Ей суждено было стать его третьей по счету женой…

Елизавете Валуа, живой и сообразительной девчушке, не было и 15 лет, когда ее отдали за могущественного испанского короля Филиппа II. Брак этот был политическим — Франция и Испания нуждались в укреплении мира между ними, и в жертву этому миру была принесена Елизавета.

Филипп II был старше своей новоиспеченной супруги на 18 лет. О его тяжелом характере и нелюдимом нраве ходили мрачные слухи. И за этого человека была выдана юная Елизавета.

2 февраля 1560 года Елизавета впервые встретилась со своим мужем, который был восхищен красотой девушки. От матери-итальянки она наследовала темные глаза и черные густые волосы. Юную королеву отличала изящная фигура и грация движений.

Неожиданно для себя суровый король влюбился. Когда в конце февраля Елизавета заболела оспой, он преданно ухаживал за ней, не отходя от постели, и этим, говорят, покорил ее мягкую романтичную душу.

Первая беременность окончилась неудачно. Преждевременные роды едва не погубили жизнь матери, детей — двух девочек-близнецов она потеряла. В 1565 году на свет появилась дочь — Изабелла Клара Евгения. Год спустя, в 1566, Каталина Микаэла. Король-отец был рад дочерям.

«Значит, время для рождения наследника еще не пришло», — уверял он хрупкую супругу, мечтавшую подарить мужу и сына. Мечтам ее сбыться было не суждено: осенью 1568 года у нее случились преждевременные роды. И двадцатитрехлетняя Елизавета, и ее ребенок, снова дочь, не выжили.

Безутешный испанский король остался воспитывать двух девочек, на которых перенес ту глубокую любовь, которую испытывал к их матери.

Король обожал своих дочерей. Особенно старшую — Изабеллу Клару Евгению. Он называл ее «утешением своей старости и светом своих глаз», полагался на ее советы, едва она подросла, привлек к государственным делам…и не спешил подыскивать ей мужа. Потому младшая вышла замуж первой.

Каталину Микаэлу выдали за Карла Эммануила, герцога Савойского, в 17 лет, в марте 1585 года. Муж ее был всего на 5 лет старше, хорош собой и имел склонность к разного рода авантюрам. В основном, конечно, политическим, но и на любовном поприще гремела его слава…Словом, Карл Эммануил принадлежал к породе отчаянных жизнелюбов.

*

Каталина Микаэла повторила трагическую судьбу своей матери, прабабки и ряда прочих родственниц: она умерла в возрасте 30 лет от осложнений, вызванных преждевременными родами, произведя на свет девочку, которая умерла сразу же после рождения. Эта девочка стала бы для нее 10 ребенком.

Все предыдущие 9 детей — 5 сыновей и 4 дочери, кстати говоря, не только выжили, но и благополучно преодолели младенческий возраст.

Интересно, пожалуй, то, что из 4 дочерей одна умерла родами, второй повезло — ее супруг скончался от оспы, вскоре после того, как она родила третьего ребенка, и раннее вдовство избавило ее от опасности разделить печальную участь бабушки, матери, сестры. Две другие и вовсе сделали ход конем: обе приняли монашеский постриг, что позволило им прожить вполне долгие, по тем сложным временам, годы.

Вернемся, впрочем, к сестре Каталины Микаэлы, любимой дочери короля испанского, Изабелле Кларе Евгении. Отец не желал отпускать ее от себя, а потому и замуж она вышла в 32 года, уже после смерти отца.

Да не за кого-нибудь чужого, за Альбрехта, своего дальнего родственника, который юношей был прислан отцом на воспитание к испанскому двору, и так при нем и остался. Альбрехт был не только на три года младше своей жены…в молодые годы он был произведен в кардинальский сан и даже назначен великим инквизитором Португалии.

*

Для того, чтобы брак с Изабеллой стал возможен, Папа Римский освободил его от обязательств перед церковью. Между тем, греховность такого поступка, не перед церковью, перед Господом, наложила свой отпечаток на жизнь этой пары. Их дети умирали во младенчестве.

После смерти третьего ребенка — дочери Анны Мавриции, Изабелла Клара Евгения и Альбрехт VII стали избегать супружеской близости. Кто знает, возможно, следующая попытка стоила бы ей жизни…Ведь она была уже немолода. Верила ли Изабелла, что ее брак не был благословлен свыше? Вполне.

Когда в 1621 году эрцгерцог, супруг ее, скончался, Изабелла отказалась от мирской одежды: она облачилась в монашеское платье францисканского ордена. Более земная слава была не для нее.

Рождение ребенка в ту пору — настоящая лотерея. Умирали женщины, умирали дети. Страшной участи не избегали даже королевы. Везло, если раньше умирал супруг. После этого замуж особенно и не стремились. Кто-то отказывался от близости с мужем, кто-то заранее не хотел рисковать…и тогда платье монахини становилось наилучшим вариантом.

Прекрасные королевы прошлого — у них были роскошные жемчуга, наряды, слуги, замки. Но участь их порой была незавидна.

Оцените статью
Роды как лотерея: как проигрывали королевы
Сын Екатерины Савиновой и Евгения Ташкова. Как сложилась жизнь?