Виттория сомневалась.
— Если кто-то узнает, чем я занимаюсь, это будет позором для всей семьи, — сказала девушка.
Заработанные деньги она не взяла, посчитав, что достались они ей каким-то «стыдным» способом. Хотя на самом деле, она не делала ничего такого.
Она просто позировала художникам. В одежде, в присутствии матери.
Красавица у колодца
Виттория была дочерью небогатого итальянского виноградаря Антонио Кальдони. Виноградники были единственным источником дохода, но больших денег они не приносили, поэтому семья жила весьма скромно, и у Виттории не было совершенно никакого образования.
В 15-летнем возрасте Витторию у колодца заметил немецкий дипломат и большой ценитель искусства, коллекционер картин Август Кестнер. Он был хорошо знаком со многими художниками и знал, что они всегда в поиске идеальной натурщицы.
Кестнер ввел юную красавицу в круг художников, и они обратились к родителям Виттории с просьбой разрешить их дочери позировать. Но те были категорически против, считая это чем-то постыдным. Да и сама Виттория не была уверена, что хочет позировать.
Но художники настаивали, уверяя, что Виттории будут платить хорошие деньги, и она станет знаменитой. Пожалуй, финансовая сторона вопроса и стала решающей — родители согласились, но с условием, что об этом никто не будет знать.
Поэтому первое время занятие Виттории держалось в строгой тайне. На каждый сеанс позирования юная красавица приходила с матерью, и вскоре та поняла, что ничего оскорбительного для Виттории и ее семьи в мастерской не происходит.
К тому же работа Виттории вскоре стала приносить больше денег, чем виноградники отца. Семья смогла решить свои финансовые проблемы и больше не стыдилась того, что Виттория позирует художникам, а еще иногда и скульпторам.
Вот несколько ее портретов, написанных разными мастерами:
*
*
Кстати, будучи очень скромной, Виттория сама никогда не брала деньги, их отдавали ее родителям.
Красота и скромность Виттории пленили многих художников, работавших с ней, она получала несколько предложений выйти замуж, но каждый раз их отвергала. Ни к одному из художников не было чувств, да и сама Виттория не хотела смешивать любовные и рабочие отношения.
Но судьба распорядилась иначе.
Русские в Италии
В 1831 году в Италию приехали два русских художника, два друга — Григорий Лапченко и Александр Иванов — и так уж вышло, что остановились они в доме Антонио Кальдони. К тому моменту 23-летняя Виттория была уже довольно прославленной натурщицей, и она согласилась поработать и с русскими художниками.
В очаровательную итальянку влюбились оба друга. Но предпочтение она отдала Григорию Лапченко. Несмотря на это, дружба между Лапченко и Ивановым не прекратилась.
Григорий прибыл в Италию, чтобы продолжить свое обучение, которое начал в Петербурге в Императорской академии художеств. Там он обучался как «посторонний ученик», потому что был крепостным графа Михаила Воронцова.
Граф, увидев талант Григория Лапченко, обучал его в Академии художеств на свои деньги. И поездку в Италию художнику тоже оплатил граф Воронцов.
И вот в солнечной Италии Григорий Лапченко встречает Витторию, и сразу понимает, что это его судьба. Виттория, до этого отвергавшая всех художников, которые проявляли к ней знаки внимания, отвечала Григорию взаимностью.
Увез любимую в Россию
Виттория и Григорий были счастливы. Итальянку не пугало то, что ее возлюбленный не свободен, и находится в крепостной зависимости. К сожалению, не сохранилось никаких сведений о том, как и когда Григорий был освобожден (либо стал свободным с отменой крепостного права в 1861 году).
В 1839 году спустя 8 лет пребывания в Италии, Лапченко увез Витторию в Россию. Вопрос их брака окутан тайной, сведения очень противоречивые, но так или иначе Виттория и Григорий были женаты. В России у них родился сын Сергей.
Материальное положение был сложным: Григорий начал терять зрение и постепенно совсем ослеп, оставшись без работы. Он пытался добиться назначения ему пенсии, и супруги жили на эти скромные деньги.
Супруги прожили вместе до глубокой старости, но ослепший Григорий Лапченко не видел, как стареет его Виттория. В его памяти она навсегда осталась молодой красивой итальянкой, пленившей его сердце.