Что скрывать, на российских просторах имя блистательного французского короля Людовика XIV неразрывно связано не с его политическими достижениями, созданными по его заказу дворцами, и даже не с его реальными любовными историями.
Мановением пера семейства Голон, имя короля оказалось тесно сплетено с несуществующей, но оттого не менее прекрасной Анжеликой, которая упорно бегала от его чувств из книги в книгу. А он с таким же упрямством бегал за ней. А все почему?
Потому что искренне любил, но государственные интересы все равно ставил выше, а у нее и женские обиды, и границы, которые невозможно перейти, и разрушенная жизнь, и муж…И вообще. В общем, не случилось. Зато у короля случилось. Правда, в реальности, и с другой Анжеликой. Но ведь с Анжеликой же? Однако и из этого ничего хорошего не вышло.
Мари Анжелика де Скорай родилась в 1661 году в провинции Овернь. Наследница древнего дворянского рода, она отличалась не только происхождением, но и редкой красотой:
У нее были очень светлые каштановые волосы, молочный цвет лица, сине-серые глаза, «гибкая талия молодости». Словом, внешность «достойная соблазнить короля».
Ее внешность и стала пропуском в блестящее общество. В 1678 году, заметив удивительную красоту своей племянницы, двоюродный брат ее отца, человек влиятельный, решил представить ее к «малому двору». Девушке предстояло стать фрейлиной Лизелотты, супруги Филиппа Орлеанского, младшего брата короля Людовика XIV.
*
По легенде, незадолго до отъезда она видела сон, который привел ее в смятение: «На вершине высокой горы она вдруг оказалась окруженной ужасными черными тучами, которые испугали ее». Желая поделиться сомнениями, она обратилась к своем исповеднику: «Берегись, — посоветовал ей тот, — эта гора — двор, где ты возвысишься. Если останешься верна Богу, ничего не случится. В противном случае…».
И все же Анжелика решилась приехать. Увы, одной ее притягательной красоты было мало для того, чтобы покорить избалованный двор. Ее покровительница отмечала:
«красива, как ангел, с добрым сердцем, но глупа, как корзина».
Что ж, девочка из Оверни, не обладала качествами, которые нужно иметь, чтобы блистать при дворе: она не отличалась ни умом, ни образованностью. Однако надежды родных ей на некоторое время удалось оправдать: все потому, что в нужное время, она появилась в нужном месте, став пешкой в интригах более изощренных женщин.
К концу 1670-х годов при «большом дворе» разгорелась битва за сорокалетнего короля. «Господствующая» фаворитка, мадам де Монтеспан, стремительно теряла свою власть, все более тесные отношения связывали Людовика XIV с другой — женщиной, воспитывавшей его детей, мадам де Ментенон.
Считается, что именно мадам де Монтеспан, опасаясь сильной соперницы, представила королю юную Анжелику. В ней она не видела опасности: быть красивой достаточно для того, чтобы привлечь, но слишком мало для того, чтобы удержать.
Официальная фаворитка хорошо знала пристрастия своего мужчины: Людовик XIV был прельщен Анжеликой. А та была слишком молода и наивна: для ее завоевания хватило нескольких нежных слов и перламутрового ожерелья.
Лишь несколько недель их связь сохранялась в тайне, затем король открыто продемонстрировал статус Анжелики при дворе. Он носит ленты под цвет ее нарядов, устраивает праздники в ее честь…Новая фаворитка вдруг получает все: деньги, драгоценности, подарки. Не ожидавшая такого поворота событий маркиза де Монтеспан пришла в неистовство.
Она, родившая королю 7 детей, оказалась отодвинута…И ради кого? Маркиза опустилась до мелких пакостей: по ее приказу в апартаменты Анжелики были запущены два прирученных медведя, разгромившие обстановку. Анжелика становится посмешищем всего двора. Ей, не поднаторевшей в светских баталиях, тяжело дается сопротивление.
Между тем, в борьбе с ней объединяются, на время позабыв о вражде, обе «главные» женщины короля: мадам де Монтеспан и мадам де Ментенон. Последняя, решив действовать тоньше, пытается уговорить девушку отказаться от своего положения. На что Анжелика отвечает : «Сударыня, вы просите меня расстаться со страстью, как снимают рубашку ! — Неужели Вы ничего не знаете о движениях сердца?».
Богатство и привилегии слишком кружили голову, и, не обладая умом, Анжелика была слишком беспечна. В январе 1680 года она преждевременно родила мальчика. Ребенок прожил всего месяц.
Роды ослабили здоровье: сияющая красота поблекла. Людовик XIV не любил больных женщин, и Анжелика де Скорай, потеряв свою прелесть, свой единственный козырь, более его не интересовала. В качестве прощального подарка она получила титул герцогини де Фонтанж и регулярную пенсию.
Между тем, состояние оставленной фаворитки стремительно ухудшалось: считая, что дни ее сочтены, она удалилась в аббатство, настоятельницей которого была ее сестра. Там Анжелики и не стало в июне 1681 года.
Смерть красивой двадцатилетней женщины, столь внезапно вознесшейся к вершинам, и так откровенно смешавшей планы мадам де Монтеспан, породила множество слухов. При дворе шептались, что ей пропитали ядом перчатки…или подсыпали отраву в молоко.
Наконец, стало известно, будто призрак Анжелики де Фонтанж явился королю, и заявил, что в трагической гибели виновна официальная фаворитка.
Вскоре имя мадам де Монтеспан прогремело в связи с «делом о ядах». Новый скандал привел к ее окончательной опале. Начиналась эпоха Франсуазы Скаррон, маркизы Ментенон.