Зрелищем она откровенно наслаждалась. Павший Лев! Только что он грозил ей опалой, обещал лютую кончину, но она его опередила. Наклонившись к императору, который уже никого не узнавал, Ирина заговорила жарким шепотом: «Это я, любимый! Это сделала я!»
Красивая девочка
Сиротку Ирину, родившуюся в 752 году в Афинах, взял к себе на воспитание родной дядя. Стратег Константин Сарантапекос не жалел денег на образование маленькой патрицианки. Кто знает, как сложится ее судьба?
Очень рано стало очевидным, что девочка растет удивительной красавицей. В Афинах трудно было кого-то удивить выразительными глазами и стройным станом, но Ирина явно выделялась среди ровесниц. Она умела производить впечатление!
Рассказывали, что она завела моду носить на щиколотках звенящие золотые браслеты. Каждое ее движение привлекало внимание… Но при этом она держалась с редким достоинством и спокойствием.
Только слуги знали, что Ирина лишь кажется милой и скромной. Эту роль она приберегала для всех, кто находился за пределами дома. Но перед прислугой девушка не стеснялась. Когда она впадала в гнев, ее боялись даже взрослые мужчины – в глазах Ирины горел такой бешеный огонь, что он, казалось, может расплавить человека.
И все это сочеталось с ее крайней набожностью! О, это была необычная натура! И надо же было такому случиться, что в 768 году из всех возможных патрицианок именно ее выбрали в жены сыну и наследнику императора Византии.
Супруга базилевса
Знатность сыграла самую последнюю роль в выборе невесты. Слухи о красоте Ирины достигли Константинополя, а затем ее привезли на традиционный смотр невест… И тогда решение было принято молниеносно. Впрочем, по другой версии, смотра не было. Ирину сразу выделили из всех кандидаток.
«1-го числа сентября, 8-го индиктиона, Ирина отправилась из Афин, и от Иерии плыла в царствующий град на многих быстрых кораблях и других судах, украшенных шёлковыми материями, и её встретили и сопровождали знаменитейшие граждане со своими женами; а 3-го числа сентября в церкви Фары патриархом, явившимся во дворец, было совершено обручение царя Леона с тою Ириною.
17-го декабря она в зале дворцовой венчана в царицы, и пришедши в молитвенницу святого Стефана в Дафне приняла брачный венец с Леоном, сыном Константина». Хронография Феофана, год 6261 / 761 (768)
В императорском дворце она быстро поняла: свекор – иконоборец, и раскрывать ему свои убеждения просто опасно. Император взял с нее клятву, что Ирина не будет поклоняться иконам, хотя в Афинах это было весьма распространено… Она вела себя самым примерным образом и ласково улыбалась Льву – своему нареченному. Со стороны казалось, что это на редкость гармоничная пара…
Но Ирина не обманывалась насчет человека, которого ей предназначили в мужья. И у него имелось «двойное дно». Внешне благочестивый, милосердный и тоже очень набожный, он был человеком вспыльчивым и неуравновешенным.
Когда 14 января 771 года у пары родился сын, Константин, Ирина начала самым активным образом завоевывать расположение мальчика. В ее хорошенькой головке зрел план… Ненадежный Лев не был нужен Ирине. Тем более, когда появился наследник!
А в 775 году скончался свекор. И прекрасная Ирина стала женой императора, базилевса. Пышная церемония коронации вызывала восторг у народа. Особенно хороша была императрица в золотом наряде… Лев рядом с ней выглядел… просто львенком!
Единоличная власть
— Тебе нужно короновать нашего сына, — убеждала мужа – Ирина, — на всякий случай!
Для Византии подобные вещи не были редкостью. Империей правили и братья-соправители, и отец с сыном… Ранняя коронация могла обеспечить более надежную передачу власти. Если бы Лев умер раньше времени, то не возникло бы проблем при возведении на престол его потомка! Конечно, заговоры нельзя было скидывать со счетов. Однако некоторая гарантия спокойствия имелась…
Маленького Константина короновали на Пасху. А уже после этого Лев начал вести совершенно другую политику, нежели прежде. Всегда спокойно относившийся к иконам, он принялся преследовать тех, кто их почитал.
На самом деле, у этого имелась не духовная, а политическая подоплека. Партия иконоборцев была сильна, и Лев просто пытался угодить влиятельным людям. А потом – якобы случайно! – он обнаружил в покоях жены как раз те самые иконы, с которыми принялся бороться.
Говорили, что это было подстроено специально. Что, раскусив честолюбивые планы жены, Лев просто искал случая расправиться с ней. Муж собирался избавиться от Ирины, но она опередила его: 8 сентября 780 года император скончался при странных обстоятельствах.
Позже расскажут, что всему виной была жадность: Лев потребовал принести ему из склепа роскошную корону императора Ираклия и сам надел ее… Ну а та пропитала его волосы ядом. Согласно другой теории, это Ирина «помогла» мужу. Теперь у нее в руках была единоличная власть.
Жестокая Ирина
Она хотела править сама, и сразу после погребения Льва именно императрицу признали регентом при девятилетнем сыне… Но Ирину сложно было обмануть: она прекрасно чувствовала настроения во дворце. Оказалось, что партия иконоборцев готовила переворот, да с участием братьев покойного императора. Ирину предполагалось постричь в монахини, сына у нее отобрать.
И, не моргнув глазом, императрица поступила в точности, как хотели сделать с ней – постригла в монахи заговорщиков. А словно в насмешку над ними, 25 декабря 780 года заставила деверей служить в храме Святой Софии. Корону императора Ираклия в тот же самый день торжественно вернули законному владельцу…
Одни ненавидели ее за резкость и жестокость – Ирина правила твердой рукой. Другие почитали за то, что она позволила людям держать в доме иконы. Монахи и обычные люди, отправленные в ссылки при ее муже и свекре, могли наконец-то вернуться домой.
А потом она задумала очень важный политический союз. В Европе был только один сильный правитель, которого Ирина считала равным себе – Карл Великий. С его дочерью, Ротрудой, решили обручить юного императора Константина VI.
Девочка принялась спешно учить греческий язык и весьма в этом преуспела. Евнух Элизий, приставленный к ней, подробно рассказывал об обычаях Византии… Надо было подождать несколько лет, а потом императорские дети смогли бы соединиться в священном брачном союзе.
«Сын – не правитель!»
Константин рос, а вместе с ним – опасения Ирины. Как он будет вести себя, если сядет на трон? Проявит ли мудрость? Не постарается ли избавиться от нее? Все говорило о том, что молодой император не любит мать…
Она только на первых порах старалась быть ближе к нему. Став регентшей, Ирина отослала Константина в отдельный дворец и мало занималась им. Она была занята делами империи! И вот теперь ей предстояло делать выбор: как поступить?
«Мой сын – не правитель!» — резко заявила она. И первым делом разорвала помолвку Константина с дочерью Карла Великого. Девочка из столь влиятельного семейства показалась ей угрозой…
Поэтому для наследника она организовала смотр невест и лично помогла выбрать тринадцать «финалисток». А после – и главную претендентку на роль невестки. Ею стала армянка Мария Амнийская, которую Константин нисколько не любил.
Это было ошибкой Ирины. Ее сын так и не смог простить матери, что его помолвку с Ротрудой отменили. К Марии, ставшей его женой, он относился с презрением и старался не замечать. С куда большей радостью император воспринимал каждую встречу с Феодотой, девушкой из свиты матери.
— Я отошлю Марию в монастырь, — заявил он Ирине. – И женюсь на Феодоте.
Он так и сделал…
Бунты
Многие считали, что Ирине пора уступить власть сыну. В 789 году против нее вспыхнул бунт. Затем – в 790-м. Константин хотел заручиться поддержкой армии, но вел себя до того жестоко, что сам оттолкнул от себя военачальников, когда велел ослепить своего дядю.
Переиграть мать у него не получилось. Священники были возмущены наcильным постригом его первой жены, армия считала Константина неспособным к управлению… Все это позволило Ирине восстать против собственного сына. Выглядело так, будто бы начальники столичных гарнизонов устроили бунт. Это произошло 17 июня 797 года, и Константин, в страхе, из города бежал…
Но в августе его поймали и вернули обратно в столицу. Согласно Хронографии Феофана, Ирина велела его ослепить. А вот дальнейшая его судьба вызывает вопросы – то ли умер практически сразу, то лт прожил еще несколько лет…
С той поры она называла себя «великий базилевс и автократор римлян». Мужской титул! Впрочем, история знала подобные явления – достаточно вспомнить царицу Хатшепсут, которая именовала себя фараоном. Но воцарение Ирины не признали в Риме.
Она пыталась завоевать любовь народа: щедро раздавала милостыню, снизила налоги, одаривала монастыри. Однако главная проблема Ирины была в том, что ей некому было передать власть. На какое-то время у нее возник даже дерзкий план выйти замуж за Карла Великого, объединить империи… Были мысли сделать следующим императором ее брата… Но все это осталось только «в проектах».
А 31 октября 802 года усталая женщина была свергнута в ходе заговора логофета Никифора, который отвечал за императорскую казну. Ирине обещали сохранить жизнь и даже некоторые привилегии. Но, в конечном счете, ее отправили на один из островов в Мраморном море, где императрица и рассталась с жизнью 9 августа 803 года. Как именно это произошло история до нас не сохранила.
Говорили, что перед смертью она раскаялась. Что посадила на острове два дерева – в честь мужа и в честь сына. В честь людей, которых она сама обрекла на гибель.