Одна из самых ярких героинь всех времен и народов, женщина-легенда, красавица -авантюристка – Анжелика де Пейрак, образ которой до сих пор волнует сердца. Серия книг про Анжелику была написана с 1956 по 1985 годы семейной парой Анн и Серж Голон.
Действие романов происходит в семнадцатом веке, когда Анжелика, сталкиваясь с кознями врагов, зловещими интригами и смертельными опасностями, путешествует из Версаля через Средиземное море в Алжир, оттуда снова в Париж, а затем в Новый Свет.
Спустя много лет эти любовные исторические романы всё так же покоряют читателей, считающих, что равных им по увлекательности ещё не создано. В 1964-1968 годах появился многосерийный фильм про Анжелику с блестящими актерами Мишель Мерсье и Робертом Оссейном в главных ролях.
И что самое интересное – в истории Франции действительно была Анжелика, Анжелика де Фонтанж, официальная фаворитка того самого короля-солнца Людовика XIV, жившая в то же время, что и героиня романов! Как и Анжелика де Пейрак, Анжелика де Фонтанж была очень красивой и яркой женщиной.
Полное имя предполагаемой настоящей Анжелики – Мария-Анжелика де Скорáй де Русси́ль, герцогиня де Фонтанж, а прожила она всего 20 лет… Отец Анжелики Жан де Скорáй был губернатором Ове́рни. Девушке было 16, когда в гости к ее отцу приехал двоюродный брат.
Он был потрясен красотой Анжелики и сразу решил представить девушку при дворе, где та сможет легко заполучить богатого и именитого мужа, а если повезет – станет одной из фавориток короля!
Один из послов при французском дворе вспоминал, что Анжелика де Фонтанж была «блондинкой потрясающей красоты, подобной которой не видели в Версале уже многие годы. Фигура, дерзновенность, весь ее облик потрясли и заворожили даже такой галантный и изысканный двор». Это описание сильно напоминает главную героиню романов Анн и Серж Голон.
Но есть и другое мнение современника об Анжелике: «Прелестна, словно ангел, но глупа, как пробка». Эта красавица была частенько задумчива, не участвовала в придворных интригах и не наслаждалась всеобщим поклонением своей красоте, что удивило короля и подогрело его интерес к ней.
Король принялся добиваться расположения Анжелики и добился достаточно быстро: родственники буквально подталкивали девушку в объятия Людовика, а может быть, король ей тоже нравился. Вышло так, что Анжелика де Фонтанж оказалась между периодом, когда в жизни короля главной женщиной была маркиза де Монтеспан, и периодом, когда он влюбился в мадам де Ментенон.
Маркиза де Монтеспан как будто бы сказала мадам де Ментенон: «У короля три женщины: я – официальная фаворитка, этой девушке принадлежат его ночи, а вам – его сердце».
В начале их романа Людовик даже помолодел, вновь принялся наряжаться, опять увлекся маскарадами и спектаклями, потому что их любила Анжелика. Они часто выезжали вместе на охоту. Реальная Анжелика, как и литературная героиня, была прекрасной наездницей.
Король осыпал Анжелику подарками, но, в отличие от других дам, огромные суммы она тратила не на наряды и украшения, а на породистых лошадей. Наконец король-солнце объявил, что Анжелика де Скорáй – официальная фаворитка. В то время она была уже беременна от Людовика. Маркиза де Монтеспан вначале покровительствовала девушке и старательно искала ей жениха.
Она была уверена, что эта скромница ей уж точно не соперница. Но после объявления девушки официальной любовницей короля маркиза приняла решение от неё избавиться. Беременность Анжелики поначалу проходила легко, и вдруг молодая, здоровая, цветущая женщина стала хворать, ничего не могла есть, худела, с трудом ходила, задыхалась.
Ходили слухи, что маркиза де Монтеспан всё-таки отравила фаворитку. Анжелика де Фонтанж родила мертвого мальчика и уже не оправилась от родов. Ее красота поблекла, на коже появились странные пятна, которые девушка скрывала при помощи мушек. Моду на мушки в декольте тут же перенял весь двор, а фаворитке становилось все хуже и хуже.
Король стал тяготиться обществом угасавшей фаворитки, не способной делить с ним досуг и постель. Когда Анжелика попросила отпустить ее в монастырь, Людовик согласился с легким сердцем, даровав на прощание титул герцогини де Фонтанж, что по бытовавшей тогда традиции означало конец их отношений. Анжелика понимала, что уже не вернется в Версаль.
Одна современница написала: «Анжелика де Фонтанж уезжает. У нее четыре кареты, запряженные шестью лошадьми, ее сопровождают все ее сестры, но все выглядит так печально, что на это невыносимо смотреть, – эта потрясающая красавица потеряла всю кровь, побледнела, изменилась, ее переполняет грусть, несмотря на пожалованные 40 000 ливров годового дохода.
Все, чего она желает, – вернуть себе здоровье и сердце короля». С этой целью Анжелика приехала для лечения в аббатство Шелле, где монахини славились познаниями в медицине. Однако ничего не помогало. Девушка слегла и уже почти не вставала. Перед смертью она попросила, чтобы король навестил ее. Людовик приехал и провёл несколько часов у постели бывшей фаворитки.
При виде того, как истаяла эта двадцатилетняя красавица, он не сдержал слез, и Анжелика прошептала: «Теперь я могу умереть счастливой — я знаю, что мой король сокрушается обо мне, я верю, что он меня не забудет». Такая вот трогательная история произошла в XVII веке.
Сама Анн Голон, говоря об Анжелике, утверждала: «Это скорее собирательный образ XVII века. Это вымышленный персонаж, но он объединяет многие черты эпохи». Со слов ее дочери Надин – «неосознанно Анн Голон отразила свою личность и свою жизнь в Анжелике». Писательница тоже прожила жизнь полную приключений и исканий, обладая таким же мятежным духом.
В молодые годы она проехала на велосипеде через всю оккупированную Францию, по дороге рисовала пейзажи и чудом не попала в концлагерь, когда ее арестовали немцы. А в 27 лет успешная журналистка уехала работать в Конго, где и познакомилась с будущим мужем. Прототипом мужа Анжелики мог быть богатый и могущественный Никола Фуке, бывший в те времена министром финансов при Людовике XIV.
Блеск и роскошь, которой суперинтендант себя окружил, послужили причиной для его опалы. После пышного праздника в замке, принадлежащем Фуке, сам Людовик был поражен роскошью и богатством, которые затмевали убранство его дворца.
Министр был арестован за коррупцию и хищения государственных средств в крупных размерах. Суперинтенданта отправили в Бастилию, где он и проведет остаток своих дней. Эта история чем-то напоминает историю Жоффрея де Пейрака, изложенную в книге «Анжелика – маркиза ангелов».
Впрочем, у самой Анн Голон была другая версия. «Я не стала бы писать свои романы, если бы не муж, – утверждала она. – Именно он стал прототипом супруга Анжелики Жоффрея де Пейрака».
Серж Голон – очень интересный человек. Начнем с того, что звали его Всеволод Сергеевич Голубинов. Всеволод Голубинов родился в августе 1903 года в Бухаре. Его отец был царским консулом в Иране. В начале 1917 года учился в севастопольской гимназии.
Во время гражданской войны в России после безуспешных попыток вступить в Белую Армию Голубинов устроился кочегаром на теплоход «Святой Николай» и эмигрировал во Францию к своим родным. К счастью, часть отцовских сбережений хранилась в лондонских банках. Благодаря этому он поступил в университет и с блеском закончил его, а в 20 лет стал самым молодым доктором наук во Франции.
Жоффрей де Пейрак тоже был близок к науке – занимался алхимией, стремясь найти философский камень и превратить металлы в золото. Всеволод был исключительно талантливым человеком. У него было восемь степеней магистра: математика, минералогия, физика, машиностроение, геология, химия, электрическая инженерия и знание 15 языков.
Вся его жизнь – сама по себе роман. Работал в Китае, Камбодже, Тибете, Лаосе, Бирме, Вьетнаме, искал и разрабатывал месторождения золота, фосфора, олова, но больших денег не нажил. Во время Второй мировой войны Всеволод присоединился к антифашистскому движению и был приговорен к смерти правившим во Франции режимом.
Тогда же он открыл богатое месторождение золота и в обход власти передал это месторождение антифашистской организации. На вырученные деньги была вооружена 2-ая бронетанковая дивизия под командованием Филиппа Леклерка, которая сражалась против фашистов до полной победы. Окончилась Вторая мировая война.
Голубинов остался работать в Конго, ведь во Франции после фашистской оккупации родственников не осталось. Жизнь сложилась так, что ему за сорок, а он не женат. Приходилось много учиться и много работать, чтобы помогать младшим братьям и сестрам, а также престарелым родителям. В 1947 году его величество случай свел Голубинова с молодой французской журналисткой Симоной Шанжё.
Ей только 27 лет, но она успешно работала в литературе уже 9 лет и приехала в Конго – тогдашнюю колонию Франции – с группой кинематографистов для съемок документального фильма. По замыслу фильма Симоне нужно было взять интервью у управляющего золотым рудником Всеволодом Сергеевичем Голубиновым.
Ни о какой личной симпатии не было и речи, ведь управляющий был лысым, невысоким, хромым и тому же старше на 18 лет. Но этот человек так очаровал журналистку своим интеллектом, галантностью и деликатностью, что без него и их совместных посиделок с чаем и беседами на разные захватывающие темы Симона уже не могла обходиться.
В любви Всеволод объяснился необычным способом в стиле Жоффрея де Пейрака. Когда они подошли к водопаду Буэнза, известному тем, что африканцы бросали в него свои жертвы, Всеволод прыгнул в водопад и – о, чудо! – выбрался оттуда живым и с цветком в зубах для своей любимой. Этот стремительный любовный роман в 1948 году закончился свадьбой.
Первый сын Кирилл родился в Конго в 1951 году, а в 1952 семья перебралась во Францию. В Париже компания, на которую Голубинов работал много лет, отказалась оплатить ему его геологические изыскания. Семья выживала лишь благодаря доходам от журналистской деятельности Симоны. Всеволод безрезультатно пытался найти работу.
Тогда Симона предложила заняться совместным литературным трудом. Она давно мечтала написать исторический приключенческий роман. Так получилось, что супруги жили в крохотной комнатке в Версале недалеко от парка.
Это обстоятельство и еще их необыкновенная любовь навеяли мысль о создании романа, который развивался бы в Версале, но не послевоенном, унылом и заброшенном, а в Версале его расцвета , когда там блистал король-солнце Людовик XIV. Они отправились в Версальскую библиотеку на поиски старых документов и работали там 3 года, погрузившись в XVII век.
Именно там, в Версале, Симона придумала свою героиню и назвала её Анжеликой. Книгу писала жена, а Всеволод собирал материалы и вёл переговоры с издателями. Книга «Анжелика – маркиза ангелов» имела огромный успех. Сначала на обложке был указан один автор – Анн Голон, но по настоянию Симоны контракт с издательством подписали оба супруга.
Первый том «Анжелики» во Франции вышел под именами Анн и Серж Голон, потому что литературное агентство решило, что мужское имя будет выглядеть более серьезно. В Англии первый том «Анжелики» был опубликован под именем Сержанн Голон (Sergeanne Golon). Само литературное агентство так распорядилось, не обращаясь к авторам.
Вместе с романами об Анжелике в семью пришло финансовое благополучие. На первый гонорар супруги купили небольшой дом в Швейцарии, а позже переехали в большой. У этой пары родилось еще трое детей, которых родители обожали. Миллионерами они не были никогда, и их дети ходили в простую школу. Были веселыми и простыми людьми, любили ходить в горы и собирать грибы, словом, жили как обычные люди.
Серж Голон помогал Анн в её работе, а еще создавал лаки и краски для художников. Потом сам увлекся рисованием, последние годы жизни серьёзно занимался живописью и успешно устроил несколько своих выставок. Симона и Всеволод прожили вместе четверть века в счастье и любви. Их дочь Надин вспоминала: «Родители восхищались друг другом, в их отношениях было много уважения, партнерства, дружбы.
И этим Анжелика и Жоффрей де Пейрак очень похожи на них. Их связывало уникальное чувство. И мы, дети, получили эту любовь в подарок. Это замечательно, что в детстве мы видели идеальную любовь родителей».
В 1972 году в возрасте 69 лет Всеволод Голубинов скончался от инсульта. Симона пережила его на 45 лет. Как всегда, она занималась своими романами, готовила к переизданию и говорила о них – «это моя кислородная маска».
Долгих 32 года писательница доказывала свое авторство, не получая никаких гонораров за переиздания книг и экранизацию, потому что по законодательству Франции права на книги после смерти автора переходят издательству, а не наследникам.
Лишь в 2004 году Анн Голон получила все права на «Анжелику». До самой своей смерти в 2017 году Симона Шанжё говорила, что «никогда бы не взялась за ”Анжелику”, если бы не встретила своего супруга». Всеволод Сергеевич всегда был её музой и своей любовью помогал ей творить замечательные романы. Эта любовь соединила их на небесах.