— Ты не выйдешь за него, он слишком стар, даже думать не смей! — отец сурово посмотрел на дочь и ударил ладонью по столу.
17-летняя Лиза похолодела от страха. В ее строгом католическом доме не было принято перечить родителям, однако, расставаться с возлюбленным для девушки было еще страшнее.
— Папенька… — только и смогла выдавить из себя девушка, потупив взгляд.
Но художник Рейтерн понял, что она хочет сказать. Его лицо приняло такое выражение, что дочь все поняла и не смела возразить.
Дочь художника
Елизавета родилась в 1821 году. Ее отцом был немецкий и русский живописец Евграф Романович Рейтерн. С детства окруженная искусством, Елизавета имела отличный вкус, неплохо разбиралась в живописи, а также литературе — в их доме была огромная библиотека, и девочка могла часами там пропадать.
Когда Елизавете было 13 лет, она познакомилась с другом своего отца — русским поэтом Василием Жуковским. Они часто беседовали, Елизавета читала ему немецкие баллады, задавала множество вопросов, показывала ему свои рисунки. Это была дружба, и тогда Василий Андреевич даже представить не мог, что спустя время все изменится.
Прошло 4 года, и Жуковский другими глазами посмотрел на 17-летнюю Елизавету. Перед ним была прекрасная девушка, которая напоминала ему о самой большой и безвозвратно ушедшей любви всей его жизни…
В молодости Василий Андреевич без ума влюбился в другую юную барышню, Марию Протасову, которая приходилась ему племянницей (мать Марии и Жуковский были сестрой и братом по отцу).
Когда у Жуковского вспыхнули чувства, Марии Протасовой было всего 13-14 лет, но разница в возрасте в те годы мало кого смущала. Когда племянница чуть подросла, Жуковский сватался к ней, но безуспешно — мать Марии ответила жестким отказом. Да и церковь такие близкородственные браки не одобряла.
Несмотря на то, что чувства Василия Андреевича и Марии были взаимными, быть вместе им было не суждено — родители выдали Марию замуж за другого человека, врача. Но, к сожалению, жизнь Марии была короткой — во время родов она скончалась.
Жуковский тяжело переживал утрату любимой Марии, и долгие годы жил один, уже и не надеясь когда-нибудь создать семью. Он был уверен, что ни одна женщина не сможет заменить ему Марию.
Но Елизавета смогла.
Василий Андреевич сделал ей предложение, но Евграф Рейтерн отказал, сославшись на то, что разница в возрасте слишком большая, и что юная Елизавета еще не готова к браку.
«Делай выбор сама»
Прошло еще два года. Жуковский просит императора об отставке и пишет ему письмо:
«Государь, я хочу испытать семейного счастия, хочу кончить свою одинокую, никому не присвоенную жизнь»
Василий Андреевич снова попросил у своего друга Рейтерна руки Елизаветы.
Рейтерн нервно ходил из угла в угол по своему кабинету. Решение давалось ему нелегко. Художник пытался заглушить в себе антипатию, внезапно возникшую к давнему другу. С одной стороны, нет ничего плохого в том, что его дочь выйдет замуж за уважаемого известного поэта, пусть и немолодого.
С другой, какой отец пожелает дочери рано стать вдовой? Рейтерн представлял, как его прелестное дитя ухаживает за больным Жуковским, и был, мягко говоря, не в восторге от такой перспективы.
Когда художник услышал, как шуршит подол платья Елизаветы, вошедшей в его кабинет, он все-таки собрался с духом. Он должен быть справедливым…
— Можешь сама сделать выбор, за кого выйти замуж, я препятствовать не буду, — сухо сказал отец дочери.
Тоненькая фигурка повисла у него на шее.
— Спасибо, папенька, не знаю, как вас и благодарить… — едва промолвила девушка.
Решив, что Елизавета уже взрослая и вправе единолично решать, как строить свою судьбу, художник, скрепя сердце, выслушал повторную просьбу Жуковского, и заявил, что ответ будет зависеть только от его дочери. Елизавета Евграфовна, разумеется, была вне себя от счастья и согласилась стать женой поэта.
У молодоженов было два венчания в Штутгарте: в русской и лютеранской церквях, так как они состояли в разной вере.
“Точно как райское видение, которым я любовался от полноты души, не позволяя себе и мысли, чтоб этот светлый призрак мог сойти для меня с неба и слиться с моею жизнью…” — так говорил поэт Жуковский, которому было уже далеко за 50, о своей прелестной избраннице Елизавете.
В холодное майское утро 1841 года молодожены шли к церкви неспешной, но гордой и уверенной походкой. На Лизе было тонкое подвенечное платье, холодный ветер безжалостно обдувал ее плечи, но она не подавала вида, что дрожит от холода, и продолжала идти вперед с королевской осанкой.
— Укройся, дитя мое, — нежно сказал Жуковский, набрасывая на нее накидку.
“Отец держал венец над головою своей дочери, надо мною не держал его никто, он был у меня на голове”…. — так Жуковский описал свою свадьбу.
Он считал ее победой над возрастом, временем и всеми превратностями судьбы. На момент венчания Жуковскому было 58 лет, а Елизавете 20.
Идеальный брак и препятствия судьбы
Между супругами царила гармония, которой мешало одно “но” — слабое здоровье Елизаветы. Молодая супруга поэта не смогла выносить ребенка и чудом осталась в живых. От восторженной и заинтересованной девушки не осталось и следа, госпожа Жуковская впала в состояние глубокого уныния.
В дом, который раньше был столь уютным и радостным, постоянно приезжали врачи. Поэту пришлось взять на себя нелегкие заботы о доме и супруге.
Благодаря стараниям мужа и докторов, Елизавете все же удалось на какое-то время поправиться и стать матерью. В сентябре 1842 года у супругов родилась дочка Сашенька, а спустя 3 года сын, которого назвали Павлом. Жуковский был счастлив, много времени уделял воспитанию наследников, играм с ними, обучению грамоте.
Но, к сожалению, его любимая жена снова скоро слегла. Поэту пришлось остаться в Германии, чтобы заняться лечением Елизаветы, он не смог вернуться на родину и вновь посвятить себя поэзии.
Жуковский постоянно возил жену на курорты, он очень боялся потерять ее, как когда-то свою любимую Машеньку. Однако он ушел из жизни раньше своей хрупкой жены. Елизавета скончалась через 4 года после супруга.
Дети Жуковского воспитывались при российском императорском дворе и получили блестящее образование. Они прожили достойную жизнь, несмотря на все препятствия.