Продал невесту брату

— Я её уступаю, даже тебе заплачу! Женись на ней вместе меня! — умолял брата Георг Вильгельм. Он пытался избавиться от навязанной ему невесты, которая уже вовсю гордо называла себя его женой.

Георг Вильгельм и Эрнст Август мало заботились о своем маленьком государстве. Пока Германия, разграбленная, истощенная, сожженная, страдала от последствий Тридцатилетней войны, два молодых парня объездили половину Европы, проводя время за игрой в карты, развлекаясь на карнавалах, на вечеринках и танцах в компании красивых женщин.

Предположительно, эти двое продолжали бы веселиться, если бы не восстание в Целле. Георгу Вильгельму, старшему из двух братьев, на момент восстания в Целле предложили выбор: либо жениться в соответствии со своим рангом и обеспечить потомством, что было его герцогским долгом, либо отказаться от дальнейших уделов.

Хотя Георг Вильгельм обладал значительным личным состоянием, он не хотел упускать и государственные доходы. Ему предложили подходящую невесту: Софию Пфальцскую, гордую , но без гроша в кармане, потомка Марии Стюарт.

Он отправился в Гейдельберг, где София поселилась в резиденции своего брата Карла Людвига, курфюрста Пфальца. Софии было почти 28 лет, она была длинноносая, узкогубая, тонкокостная и, помимо острого языка, имела еще и несколько язв на теле. Однако она была умная и смекалистая.

Обычно она была занята присмотром за детьми своего брата, самая известная из которых это Елизавета Шарлотта Пфальцкая, невестка Людовика XIV.

София на коленях благодарила Бога за то, что ей достался бы в мужья красавец Георг Вильгельм. Она уже называла себя его женой. София прекрасно понимала, что Георг Вильгельм не женится на ней по любви, но то, что он просто взял и буквально продал её — это было почти невыносимо для молодой и влюбленной девушки. Ненависть к Георгу Вильгельму была посеяна в Софии на всю жизнь.

Неизвестно, как Георгу Вильгельму удалось убедить своего брата Эрнста Августа заключить брачный контракт вместо него. Вероятно, Георг Вильгельм пообещал брату солидный регулярный доход и письменно обязался «не вступать ни с кем в брак и провести остаток жизни в Коэлибату».

Так и пошла молва среди народа «продал жену брату», хотя София не была женой Георгу Вильгельму, а лишь приходилась ему невестой.

Эрнст Август и его потомки должны были наследовать Георгу Вильгельму, Целле и Ганновер были бы объединены в одну линию.

Эрнст Август и София поженились в 1658 году. Их первый сын Георг Людвиг родился в 1660 году, за ним быстро последовали еще пять мальчиков и одна девочка. Их первенец в дальнейшем станет королем Великобритании Георгом I.

Георг Вильгельм избавился от нелюбимой невесты — но он не был создан для пресной жизни. Сначала он бежал в Венецию после неудачного романа, а затем возобновил свою бродячую жизнь.

Так он оказался в Нидерландском городе Бреда. Здесь жили недовольные, но обеспеченные аристократы из Англии, а также обедневшие гугеноты из Франции, и поскольку им нечем было заняться, они развлекались день и ночь.

Английский король Карл II, чей отец был казнен, вел в Бреде пышную, иллюзорную придворную жизнь. Однако пышные приемы Марии де ла Тремуй, герцогини Туар и принцессы Торанто, жены гугенота, были гораздо популярнее.

Ее первая фрейлина Элеонора д’Ольбрез, также изгнанная из Франции гугенотка, была объектом вожделенных мужских взглядов. Своими карими миндалевидными глазами, фантастическим обилием волос каштанового цвета и стройной фигурой она вызывала у мужчин лишь одно желание — обладать ей. Однако кроме самой себя ей было нечего предложить.

Георг Вильгельм тоже был в числе ее обожателей, и он, холостяк, приближающийся к 40 годам, испытал то, чего с ним никогда раньше не случалось: он безнадежно влюбился и был готов на все. Георг Вильгельм имел в виду морганатический брак, а Элеонора д’Ольбрез хотела получить полное признание в качестве равноправной герцогини.

Она долго колебалась, но потом согласилась на брак: Георг Вильгельм завещал ей все свое личное состояние и обещал обеспечивать отца Элеоноры, маркиза, так, как подобает его статусу.

Эрнст Август и София были в ярости от очевидного нарушения договора Георгом Вильгельмом, но затем скрепили печатью еще один документ: Георг Вильгельм, с согласия брата и невестки, получил свою Элеонору, но дети от этого союза никогда не имели права на наследство, все должно было достаться потомкам Эрнста Августа и Софии.

София ужасного ревновала своего несостоявшегося мужа. Чем же она хуже «этого куска мяса», как называла она Элеонору? Но позднее София смягчилась или же для своих потомков хотела показаться в более выгодном свете.

В своих мемуарах она написала: «Мне описывали д’Ольбрез как очень распутную особу, якобы она избила одного человека и зарезала другого. Но она оказалась совершенно иной, чем то, как мне её описали. Элеонора вела себя серьезно, держалась размеренно, говорила мало и приятно. У нее было очень красивое лицо, стройная фигура, и я нашла её прекрасной.»

Когда 15 сентября 1666 года Элеонора родила своего первенца, то началась ее долгая и упорная борьба за полное признание себя и своей дочери в правах. В конце концов, генеалог, получивший щедрое вознаграждение от Георга Вильгельма, обнаружил, что Элеонора происходит по прямой линии от Карла Великого.

Битва за статус продлилась целых 10 лет, прежде чем после многочисленных интриг и вмешательств, вплоть до императора Леопольда I, наступит знаменательный день: Элеонора во второй раз пошла к алтарю, и когда она вышла из церкви, то уже официального стала герцогиней, а её дочь София Доротея — принцессой Брауншвейг-Люнебургской.

Эрнст Август и София демонстративно держались в стороне от свадьбы. София, потомок Стюартов, гордившаяся своими прекрасными английскими манерами, насмехалась над новой маленькой принцессой, говоря, что она «Мышиный помет в перце». В то время перец ценился почти так же, как золото.

Кстати, на этот раз между братьями также был заключен договор, который подписала София. Ни один ребенок от союза Георга Вильгельма и Элеоноры в новом официальном браке не должен был иметь права на наследство или престолонаследие, и им также отказывалось в титулах принца и принцессы.

В кои-то веки это соглашение было выполнено: герцогиня Элеонора внезапно стала бесплодна после трех серьезных выкидышей.

Вся ее любовь была направлена на Софию Доротею, милого, живого ребенка, всеобщего любимца в спокойном замке и в маленьком городке с его уютными фахверковыми домиками. Поскольку в первые годы замужества у Элеоноры не было никаких официальных обязательств, у нее было больше времени на ребёнка, чем у других.

Она с самого начала привыкла к тому, что ее любят и восхищаются не только отец и мать, но и весь Целле и окрестности. Элеонора не переставала хвастаться и знакомить добропорядочных горожан со своим драгоценным ребенком.

Она регулярно проезжала по улицам города с малышкой, восхитительно наряженной куклой. Мать и дочь приветливо махали руками и кивали, а иногда и разговаривали с прохожими. Уже тогда начал формироваться характер Софии Доротеи: беспристрастное отношение к людям «низшего сословия» и легкая склонность к нарциссизму.

Очень похожая на Элеонору и выросшая в совершенную красавицу, она, как и ее мать, вскоре получила прозвище «Француженка» — которое впоследствии не единожды означало оскорбление.

В дальнейшем София Доротея вышла замуж за двоюродного брата, ставшего королем Великобритании Георгом I, который был сыном Эрнста Августа и Софии Ганноверской. Семейная жизнь не задалась, Софию Доротею обвинили в адюльтере и заточили в замок. Так она получила прозвище Альденская принцесса или узница Альдена. Её мать обивала пороги замка лишь бы её допустили к дочери.

В 1705 году скончался Георг Вильгельм. Элеонора осталась вдовой, одиноко проживая в Люнебургском замке. София Доротея молила мужа сжалиться над ней и разрешить проживать вместе с матерью, но все было тщетно. До конца своих дней почти ослепшая Элеонора добивалась освобождения дочери.

Она умерла в 83 года в 1722 году. Спустя четыре года в возрасте 60 лет умерла и София Доротея. Ещё до королевы Виктории почетный титул «бабушки Европы» носила именно Элеонора. Её потомки составили династию многих коронованных особ Европы, в том числе: короля Бельгии, Греции и других.

Оцените статью