— Снимайте сорочку и надевайте эту.
— И даже сорочку? Они ведь одинаковые!
— Снимайте всё! Такие правила.
Мария Антуанетта замешкалась. Она почувствовала как кожа на её руках пошла мурашками. Французская сторона из придворных и слуг неотрывно уставилась на её наряд. Не успела она подумать, как чужие руки несколько грубо и с усилием сняли с неё злосчастную сорочку, мигом натянув новую, кружевную.
— Так то лучше — удовлетворенно произнесла Анна д’Арпажон Ноай. Мария Антуанетта прозвала её «мадам этикет» за неукоснительное следование глупым придворным правилам.
Мария Антуанетта прибыла во Францию в 1770 году после свадьбы с французским королём Людовиком XVI. Это был важный политический союз между двумя королевствами, призванный укрепить союз между Францией и Австрией.
При въезде на французскую территорию возник вопрос о том, как она будет одета. Её родные наряды могли бы подчеркнуть её австрийское происхождение и создать негативное впечатление для французских подданных.
На самом деле практически все будущие французские дофины должны были пройти столь суровый и жёсткий церемониал: оставить всё старое позади. Церемония передачи Марии-Антуанетты Версалю, должна была означать прощание с домом Габсбургов. На ней не должно остаться ни единой нитки от прежней страны и семьи.
Для этих целей существовала нейтральная территория со шатром. В нём 14-летняя Мария Антуанетта оставила всю свою одежду, вплоть до бантиков на волосах. Теперь её наряды состояли из французских тканей: рубашка из французского шёлка, юбка из Парижа, чулки из Лиона, а туфельки из Офкордонье.
Более того, дофина Франции не должна была видеть вокруг себя знакомые ей с детства лица. Неудивительно, что девочки часто поддавались эмоциям и плакали. После смены одежды они выходили из шатра, где их ждала французская свита.
Начиналась отрепетированная церемония. Посреди стоял стол — это граница государств. Перед столом стояли австрийцы, а за ним французы. Девочка обходила стол вместе с сопровождающим шафером, тем временем австрийцы отходили назад, а французы приближались.
Когда девушка подошла ко французской свите, австрийской уже не было в поле зрения. Теперь она дофина Франции Мария Антуанетта, а не австрийская эрцгерцогиня Мария Антония.
Именно тогда девочка не выдержала и расплакалась на плече своей новой фрейлины — графини де Ноай. Графине Ноай было 40 лет. Мария Антуанетта годилась ей в дочери. Отчасти она понимала чувства Марии Антуанетты, но протокол есть протокол.
Словом, не только Мария Антуанетта проходила такой ритуал, но и все приезжающие принцессы. Например, Мария Иосифа из Саксонии, она была матерью Людовика XVI. Мария Анна Баварская и вторая жена Наполеона I Мария Луиза — они тоже прошли эту церемонию посвящения в дофины Франции.