Николай Юсупов: позарился на чужую женщину и получил приглашение на дуэль

Марина испуганно вздрогнула и схватила Николая за руку.

-Что случилось? — спросил он.

-Нас заметили, — осипшим голосом прошептала она.

Он проследил за ее взглядом. Через несколько столиков от них стояли несколько молодых офицеров и, глядя на них, переговаривались. Заметив, что Марина с Николаем смотрят в их сторону, они развернулись и направились к выходу.

-Что теперь будет? Он же обо всем узнает, — обреченно проговорила Марина.

-Пусть дает развод, и я женюсь на тебе, — проговорил Николай.

Марина с трудом заставила себя улыбнуться, его теплый голос немного успокоил ее. Она любила Николая Юсупова, и чувства заглушали голос рассудка. Молодая женщина не понимала, что ее супруг, граф Арвид Мантейфель, не простит предательства.

Марина появилась на свет в 1889 году в семье Александра Фёдоровича Гейдена и Александры Владимировны Мусиной-Пушкиной.

Воспитанием девочки в основном занималась родная сестра ее прабабушки — Аврора Карловна Карамзина. Родной сын Авроры умер, и всю свою нежность и заботу она перенесла на Марину.

Это была женщина удивительной красоты, получившая при дворе прозвище «Финляндская звезда». Возможно, Марина была похожа на нее. К сожалению, портрета юной Марины не сохранилось, зато можно полюбоваться прекрасной Авророй.

К шестнадцати годам Марина расцвела и превратилась в одну из самых обольстительных девушек столицы.

В то время в Санкт-Петербурге было три сестры, пользовавшихся успехом в обществе: одна из них, графиня Марина Гейден, более выделялась своей красотой, — вспоминал в своих мемуарах князь Оболенский. — Она была соблазнительна, очень популярна и большая кокетка.

В отличие от жгучей красавицы Авроры Карловны, Марина была белокурая и голубоглазая. Прелестная блондинка обладала легким нравом, была смешлива и играючи завязывала знакомства. В петербургском свете у нее было много поклонников.

После бала пошли ужинать в Греческий и соседние с ним залы, — вспоминал великий князь Гавриил Константинович. — В тот вечер мне очень понравилась молоденькая графиня Марина Гейден, блондинка, в голубом платье, очень веселая…

Осенью 1907 года Марина была приглашена в Мариинский театр. Она находилась в ложе министра Императорского двора, когда ее увидел офицер полка гвардии майор граф Арвид Мантейфель. Он влюбился в нее с первого взгляда и начал ухаживать, задаривая подарками.

Марине не нравился Арвид, но она привыкла к тому, что возле нее всегда вьются поклонники, и не отталкивала его.

В январе 1908 года Мантейфель пришел к родителям Марины и попросил ее руки. Они, недолго думая, согласились. Он был знатного рода, богат и всего на десять лет старше Марины. Казалось, что идеальный будущий зять. Ну, а то что дочь в него не влюблена, так ничего страшного.

В то время частенько полагались на поговорку «стерпится — слюбится». Главное, что родители женихом довольны. Свадьбу назначили на апрель.

Возможно, все могло сложиться благополучно, и со временем Марина полюбила бы Арвида, но в марте 1908 года произошло роковое знакомство.

На одном из ужинов кружка артистов-любителей девятнадцатилетнюю графиню Гейден представили двадцатипятилетнему графу Николаю Сумарокову-Эльстону, князю Юсупову. Увидев его, Марина неожиданно поняла, что впервые в жизни влюбилась.

Николай был старшим сыном и главным наследником Юсуповых. Он с самого детства демонстрировал все признаки своей исключительности.

Умный, начитанный, одаренный, он с юных лет писал прозу и печатался в газетах под псевдонимом «Роков». Кроме того, он сочинял стихи и романсы. Однажды его мать, Зинаида Николаевна, отнесла записи сына ко Льву Николаевичу Толстому и попросила, чтобы тот оценил их с профессиональной точки зрения. Толстой был восхищен.

-Вашего сына, как писателя, ждет великое будущее, — произнес Лев Николаевич.

Николай был очень творческой личностью. Ему нравилось не только создавать образы, он любил воплощать их на сцене. Именно это его увлечение сблизило его с Мариной.

Знакомство с графиней на мартовском ужине оставило Николая равнодушным. Он с юности был избалован вниманием женщин, поэтому не обратил внимание на горящий взгляд хорошенькой Марины. Подумаешь, еще одна влюбленная красотка…

Марину это задело. Она поняла, что завоевать Николая привлекательной внешностью не получится, поэтому придумала другой способ обратить на себя внимание. Намечался благотворительный спектакль, где должен был играть Николай, и Марина выпросила себе роль старухи-горбуньи.

На сцене графиня выложилась по полной, и зрители восторженно рукоплескали ее игре. Именно в тот момент Николай понял, что перед ним не просто очаровательная куколка, а очень обаятельная и неординарная девушка.

Брат Николая, Феликс вспоминал:

К несчастью, познакомился он с юной обворожительной девицей и… влюбился до безумия… Девица, правда, была уже помолвлена с одним гвардейским офицером. Николая, однако же, это не остановило. Он решил жениться.

Родители отказывались дать согласие. Выбор его они не одобряли. Мне и самому он не нравился – слишком хорошо я знал девицу сию. Но помалкивал, чтобы не потерять братнина доверия: еще надеялся отговорить его.

Заинтересованность Николая Мариной мгновенно переросла в любовь, а когда он узнал, что она отдана другому, то обезумел от страсти.

-Я хочу жениться на графине Марине Гейден, — заявил Николай опешившим родителям.

-Нет! — вскрикнула Зинаида Николаевна. — Никогда! Это чужая невеста, не позорь нашу семью.

Расстроенный Николай не посмел перечить матери и передал разговор Марине.

-Ну, и пусть они запрещают! Давай с тобой сбежим. Я скорее умру, чем выйду замуж за немилого, — зарыдала графиня.

Николай вытирал платком ее слезы и злился на себя, что не может пойти против воли семьи. При этой сцене присутствовал его брат Феликс. Испугавшись, что брат может дать слабину, он помчался за матерью девушки, и когда та появилась, увез Николая домой.

23 апреля 1908 года состоялось венчание Марины и графа Арвида Мантейфеля. Тем же вечером молодожены отправились в свадебное путешествие в Париж.

Во Франции Марина чувствовала себя несчастной. Находиться все время рядом с мужем было выше ее сил, она страдала, и когда муж отлучался, то тут же принималась за письма к Николаю, умоляя его приехать к ней.

Конечно, влюбленный Николай не смог противостоять призывам графини. Он собрался и помчался во Францию. Юсупов остановился в отеле Meurice и дал весточку об этом Марине. В тот же вечер она прибежала к нему.

Начались ежедневные встречи. Забыв обо всех приличиях, влюбленные вместе посещали рестораны, театры и выставки. Вскоре их заметили и донесли обо всем мужу графини.

Граф Мантейфель чувствовал себя униженным. Казалось, что его вываляли в грязи, после которой невозможно отмыться. Он решил развестись с женой.

-Затронута честь кавалергардов. Нужно вызвать обидчика на дуэль, такой позор смывается только кровью, — заявили графу товарищи по службе.

Ситуация была не только оскорбительной, но и щекотливой. Если бы граф простил Юсупова, то выглядел бы в глазах сослуживцев трусом. Допустить это было невозможно.

Я умоляю Вас, — писала Марина брату Николая Феликсу, — чтобы Николай не приехал теперь в Петербург… Полк будет подбивать на дуэль, и кончится очень плохо… ради Бога, устройте так, чтобы Ваш брат не появлялся в Петербурге… Тогда злые языки успокоятся, и к осени все уляжется

Информация о дуэли дошла не только до Феликса, но и до родителей. Все всполошились, и в семье состоялся разговор по душам.

-Будьте спокойны, — тихо произнес Николай. — Дуэли не будет. Я помирился с графом.

Зинаида Николаевна была счастлива. Феликс вспоминал, как она говорила ему:

Про дуэль все ложь. Николай был у меня. Они помирились. Господи, какое счастье! Я так боялась этой дуэли. Ведь ему вот-вот исполнится двадцать шесть лет!

Мать боялась, что исполнится проклятие Юсуповых, согласно которому, в их роду только один ребенок может перешагнуть порог возраста двадцать шесть лет.

Но Николай соврал, чтобы не расстраивать мать, и чтобы ему никто не помешал.

Ранним утром 22 июня 1908 года Николай написал прощальное письмо Марине:

Дорогая моя Марина! Если когда-нибудь это письмо попадет к тебе в руки, меня не будет уже в живых… Мне страшно тяжело, что я не вижу тебя перед смертью, не могу проститься с тобой и сказать тебе, как сильно я люблю тебя. Подумай, как ужасно идти умирать за тебя и даже не знать, думаешь ли ты обо мне в это время.

Марина, дорогая моя Марина, ты не знаешь, как я люблю тебя. Теперь около 5 часов, через 2 часа за мной заедут мои секунданты и увезут меня, и я никогда, никогда больше не увижу тебя…

Дуэлянты встретились на пристани Крестовского острова. Николаю выпал жребий стрелять первым и он специально выстрелил в воздух. Следующим стрелял граф и промахнулся.

-Нужно сократить дистанцию на пятнадцать шагов, — выкрикнул граф.

Приблизившись, Николай снова выстрелил в воздух, а граф прицелился и хладнокровно наповал застрелил противника…

Раздирающие крики раздавались из комнаты отца. Я вошел и увидел его, очень бледного, перед носилками, где было распростерто тело Николая, — вспоминал Феликс, брат погибшего. — Мать, стоявшая перед ним на коленях, казалась лишившейся рассудка.

Мы с большим трудом оторвали ее от тела сына и уложили в постель. Немного успокоившись, она позвала меня, но, увидев, приняла за брата. Это была невыносимая сцена. Затем мать впала в прострацию, а когда пришла в себя, то не отпускала меня ни на секунду…

Местом погребения Николая стало родовое поместье Архангельское.

Марина хотела проститься с любимым и пыталась прорваться во дворец Юсуповых, но ее было велено не пускать. Позже она несколько раз приезжала посетить могилу Николая в Архангельском. У нее было нервное потрясение, поэтому родственники поместили молодую женщину в специальный санаторий, где ей помогли прийти в себя.

Возврат к прежней жизни был невозможен: графиня стала изгоем в петербургском свете. После развода она уехала в Женеву, где в 1916 году вышла замуж за полковника Чичагова. В 1920 году она родила сына, который скончался в детстве. Брак с полковником завершился разводом.

Марина Гейден написала книгу воспоминаний «Рубины приносят несчастье». Было выпущено всего сто экземпляров.

Графиня пережила Николая на шестьдесят шесть лет, ее не стало в 1974 году.

Что касается графа Мантейфеля, то сослуживицы заявили ему, что он поступил подло, убив Юсупова, ведь тот сделал два благородных выстрела в воздух. Отношения на службе были испорчены, и граф подал на увольнение со службы.

Мантейфель уехал в свое имение в Латвию, а потом перебрался во Францию. Графа не стало в 1931 году.

А ведь если бы Зинаида Николаевна поступилась своими принципами и дала Николаю разрешение на брак с Мариной, то трагедия могла и не произойти.

Оцените статью
Николай Юсупов: позарился на чужую женщину и получил приглашение на дуэль
«Железные рукавицы, смазанные ядом» Маго д’Артуа