Фильм «Маленькая Вера»: ошибка Олега Табакова, «та самая сцена» и 56 миллионов зрителей

Фильм Василия Пичула «Маленькая Вера», вышедший на экраны в расцвет политики гласности в 1988 году, наделал среди зрителей много шума. Одни указывали на то, что в киноленте очерняют советскую действительность, другие говорили, что наконец-то на большом экране показали правду жизни, которая оказалась нелицеприятной.

Конечно, про «правду жизни» сказано громко, ведь «Маленькая Вера» — это история одной семьи, показанная на всю страну. Но все семьи живут по-разному, и всех мерить одним аршином, необъективно.

Миллионы зрителей отправились в кинотеатры вовсе не за поиском оценки советской реальности второй половины 80-х годов, а посмотреть «ту самую сцену», которую сегодня бы назвали «постельной». Такой фильм снять и выпустить было непросто, даже в те годы, когда, казалось бы, уже многое было дозволено.

Режиссера упрекали в использовании родственных связей при создании фильма. Потому что снимать фильм задумали на Киностудии имени Горького, главным редактором которой был в те годы один из создателей киножурнала «Ералаш» Александр Хмелик. Сценарий к фильму написала Мария Хмелик – его дочь, и супруга Василия Пичула.

Снимать решили, когда сценарий «Маленькой Веры», три года пылившийся в столе, опубликовали в киноальманахе. После этого вокруг сюжета началась полемика в среде кинематографистов. Автор дополнила несколько сюжетных линий, после чего в Госкино выдали разрешение на съемки.

На главную роль актрису подобрали не сразу. Пичул предложил роль Яне Поплавской, и та была не против сняться в фильме. Однако она опасалась испортить любимый детьми образ Красной Шапочки, сыгранный ею в детстве. Худсовет по этой причине тоже выступил против.

Тогда режиссер обратился с предложением к Ирине Апексимовой, но та готовилась к съемкам в фильме «Башня». Апексимова посоветовалась со своим учителей – Олегом Павловичем Табаковым. И тот сказал, что лучше выбрать «Башню» Виктора Трегубовича. Как оказалось, он ошибся.

При этом, в фильме снялась дочь Табакова – Александра, сыгравшая подругу главной героини.

И тогда с подачи коллег Василий Пичул пригласил на пробы молодую актрису столичного ТЮЗа Наталью Негоду, которая до этого «засветилась» в фильме «Завтра была война». Негода раскритиковала сценарий фильма, на пробах вела себя вызывающе.

Однако на ее кандидатуре настояла режиссер Татьяна Лиознова, курировавшая проект. Негода дала согласие, чтобы отдохнуть на море, и чтобы поработать с подругой – Александрой Табаковой.

Не сразу удалось уговорить на участие в проекте Юрия Назарова и Людмилу Зайцеву, которые сыграли родителей Веры. Актер играл положительных персонажей. К тому же он не пил, а тут его герой оказался большим любителем спиртных напитков.

Зайцева и вовсе считала, что Пичул намеревался оклеветать образ советского человека труда. Но режиссер все-таки сумел обоих убедить сняться в фильме. Для этого он использовал аргумент о том, что фильме «Маленькая Вера» поднимут проблему отцов и детей.

А вот Андрей Соколов, который был тогда никому не известен, сразу дал добро на участие в съемках, и получил главную роль. С ролью он справился на «отлично».

Для съемок режиссер снял квартиру в советской пятиэтажке в Мариуполе, реквизит позаимствовали у соседей. Актеры, по словам Соколова, больше отдыхали, чем работали. После съемок Василий Пичул пришел к выводу, что фильму не хватает «перчинки», ключевой сцены, которая бы зацепила зрителя.

Вместе коллектив пришел к выводу, что это должна быть любовная сцена. Сняли ее прямо в квартире режиссера. Актеры волновались, поэтому в помещении остался только режиссер. Эта сцена в итоге и взволновала зрителей больше всего.

Эта сцена возмутила даже Михаила Горбачева, который посмотрел фильм на даче. Но запрещать киноленту не стали.

В Советском Союзе в год выхода фильм «Маленькая Вера» посмотрели 56 миллионов человек. Ее «прокатывали» в 12 странах, включая США. А Андрей Соколов и Наталья Негода стали звездами.

Оцените статью
Фильм «Маленькая Вера»: ошибка Олега Табакова, «та самая сцена» и 56 миллионов зрителей
«А я еду за туманом…»: как физруку, который не был ни в одном походе, удалось написать гимн геологов и туристов