Как похищали принцессу Анну

Синее бархатное платье принцессы было разорвано.

— Я получу миллиона два, не меньше, — хмыкнул мужчина. – Эй, вон из машины!

Анну трясло. Муж крепко сжимал ее руку и наотрез отказывался открыть дверь. Даже нацеленный револьвер не произвел на него впечатление. 20 марта 1974 года единственная дочь королевы Елизаветы могла быть похищена. Эту историю в королевской семье вспоминают до сих пор.

*

За пять месяцев до этого влюбленная принцесса Анна вышла замуж за Марка Энтони Питера Филипса, олимпийского чемпиона по конному спорту. Торжества по этому случаю состоялись в день рождения принца Чарльза, потому что так захотела невеста… После свадьбы молодожены заняли покои в поместье Оук-Гроув-Хаус в Сандхерсте, но, бывая в Лондоне, останавливались в Букингемском дворце.

Так планировали и в тот злополучный день: сначала посетить мероприятие, потом заехать в главную королевскую резиденцию… Анна и Марк отправлялись на премьеру документального фильма, в котором снимались сами. Короткометражка «Верхом к свободе» рассказывала о людях с ограниченными возможностями, занимающимися верховой ездой.

Ровно в 19:30 принцесса с мужем сели в автомобиль из королевского автопарка. Им управлял человек с большим опытом – Александр Каллендер, который уже двадцать лет работал водителем в БКС. Рядом с водителем сел недавно назначенный на этот пост телохранитель Джеймс Битон…

С Ньюгейт-стрит лимузин двигался по Флит-стрит, а потом дальше, через Трафальгарскую площадь. Оставалось совсем ничего, около четверти мили до дворца, когда светлый «Форд» (его настоящий цвет трудно было определить) вдруг подрезал королевский автомобиль.

Он остановился наперерез лимузину и водителю пришлось до упора выжать педаль тормоза. Место было выбрано идеально. Именно на этом отрезке пути было темнее всего. Самый плохо освещенный кусок маршрута.

Все происходило быстро, словно в кино. Из «Форда» выскочил человек, который выстрелил в машину и разбил одно из окон. Битон выскочил наружу и бросился к тому месту, где сидела принцесса. Он хотел загородить собой дочь королевы, но обнаружил, что ручку ее двери уже дергает нападавший.

— Уйди, — прорычал он.

Оружие было и у Битона. Пока он выхватывал его, прогремел выстрел. Раненый телохранитель оседал на месте, а дверь была уже открыта.

Принцесса вскрикнула, когда человек с револьвером начал тянуть ее наружу. Марк, крепко уцепившись, тащил Анну обратно, внутрь. Платье молодой женщины трещало по швам, пока не распалось на куски. Это «перетягивание живого каната» завершилось победой мужа принцессы, который еще и захлопнул дверь. Нападавший с удивлением отшатнулся.

— Я выстрелю. – пригрозил человек. – А могу и не стрелять. Мэм, идемте со мной!

— Дверь, — прохрипел телохранитель.

Марк понял. Если внезапно распахнуть дверь – можно сбить с ног этого человека. Но нападавший извлек второй револьвер и направил на Битона. Его ранили во второй раз.

— Что вы хотите? – кричала Анна.

— Пару миллионов фунтов, не меньше.

Марк Питер Филипс все же решил попробовать. Он дернул дверь так резко и сильно, у него могло получиться… Но нападавший успел отскочить. Тогда со своего места выскочил водитель и… тоже получил пулю.

Неподалеку от этого места дежурил констебль Майкл Хиллс, которого весьма заинтересовали звуки стрельбы. Он-то и побежал на выручку. А когда увидел автомобиль и человека с оружием, а поблизости – раненого, попытался вмешаться. Он схватил нападавшего за локоть, попутно выхватывая рацию, когда злоумышленник поразил и его.

«На меня напали», — проговорил Хиллс в рацию, прежде чем потерять сознание.

Неподалеку остановилось такси — все же это было не самое безлюдное место! Водитель припарковался, а пассажир поспешил наружу.

— Эй, — крикнул он, — что происходит?

Он упал как подкошенный секундой позже. Его звали Брайан Макконнелл и он долгие годы работал журналистом.

Переданное сообщение Хиллса и спасло дело. Переулок стремительно наполнялся полицейскими, и нападавшему пришлось бежать. В парке Сент-Джеймс его вскоре нагнал офицер Питер Эдвардс, который и произвёл арест. Попытка похищения провалилась.

О произошедшем сразу сообщили королеве, которая находилась с государственным визитом в Индонезии. Наутро начались допросы задержанного, показания давали принцесса и ее муж. Ранеными занимались лучшие лекари, а телохранителя Битона – которому досталось больше всех – спешно повысили в должности.

Газеты пестрели сообщениями. Фото автомобиля, принцессы, раненых — тиражировали из издания в издание…

В Палате Общин 21 марта прения начались с сообщения министра внутренних дел, Роя Дженкинса:

«С сожалением сообщаю, что вооруженный человек предпринял попытку похитить принцессу Анну в 8 часов вечера, когда она направлялась в Букингемский дворец со своим мужем. Ни принцесса Анна, ни капитан Филлипс не пострадали.

Однако я с большим сожалением должен сказать, что офицер охраны принцессы Анны получил очень серьезные травмы, а ее водитель, полицейский констебль и один из граждан также получили серьезные травмы».

Джеймс Битон, Майкл Хиллс, полицейский констебль, дежуривший у Сент-Джеймсского дворца, и Рональд Рассел, бизнесмен, также задержавший стрелка, были награждены медалью короля Георга. Трое других участников инцидента, журналист Брайан Макконнелл, шофер Александр Каллендар и полицейский Питер Эдвардс, человек, который поймал стрелка, все были награждены медалью «За храбрость».

Стрелком был Иэн Болл, англичанин, который родился в 1947 году в Уотфорде. В суде выяснилось, что он планировал удерживать принцессу Анну за выкуп в размере 3 миллионов и полное прощение за все свои преступления. Записка о выкупе была найдена у него, когда его схватили в Сент-Джеймсском парке:

«Ваша дочь была похищена — для ее освобождения должны быть выполнены следующие условия. Выкуп в размере 3 миллионов фунтов стерлингов должен быть выплачен пятифунтовыми купюрами. Они должны быть использованы, не маркированы, не обработаны никакими химическими веществами… Деньги нужно упаковать в 30 незапертых чемоданов…

Поскольку деньги будут переведены за границу, я буду просить о полном помиловании на неопределенный срок за нарушение Закона о валютном контроле».

Затем добавлялось, что выкуп нужно доставить ему на самолете, ожидающем в лондонском аэропорту Хитроу, направляющемся в Цюрих.

Адвокат настаивал: Болл – безумен. Он и правда в 1967 году получил диагноз «шизофрения». Это была непростая история – в школе его травили, родители считали неудачником, он менял работу, но нигде не задерживался. Похищение Болл планировал почти два года.

Он арендовал дом в районе Флит, Хэмпшир, всего в нескольких милях от Сандхерста.

За неделю до покушения арендовал пишущую машинку в магазине в Кемберли, графство Суррей. Автомобиль тоже был взят в аренду.

22 мая 1974 года Болл признал себя виновным в попытке похищения, покушении на убийство двух полицейских и ранении двух гражданских лиц. Ему было предписано содержаться в специальной больнице в соответствии с Законом о психическом здоровье без ограничения срока.

Оцените статью