Зверь Лютый

Его неслучайно называли хамелеоном. Больше тридцати лет он умудрялся скрывать под обликом фронтовика, журналиста, редактора газеты свою подлинное обличье — фашистского палача, поражавшего жестокостью даже гитлеровцев. Можно сказать, что в одном человеке жило двое.

Первый — Александр Юрьевич Мироненко, второй — Александр Юрьевич Юхновский, более известный под прозвищами Алекс Лютый и Зверь..

Юный палач

Оккупировав Украину, гитлеровцы создали подразделение ГФП-721 «Гехайме фельдполицай» — тайная полиция Третьего Рейха, предназначенная для розыска и уничтожения коммунистов, евреев, партизан, комсомольцев, подпольщиков и всех сочувствующих советской власти.

По факту это было карательное подразделение, практически полностью состоящее из коллаборационистов – местных жителей, перешедших на сторону фашистов.

Сразу после прихода немцев на территорию Украины 16-летний Саша Юхновский, сын украинского националиста Юрия Юхновского, вместе с папой радостно побежали встречать освободителей. Саша написал в газету проникновенное стихотворение о Гитлере-освободителе, за что удостоился похвалы от немцев.

Благодаря знанию немецкого языка, Саша устроился переводчиком в ГФП-721. Однако статус переводчика не устраивал Сашу — он открыл в себе другой талант. Произошло это случайно. Полицаи обнаружили в одной деревне еврейских детей. Немецкий офицер не захотел их убивать и спросил у своих «подопечных» полицаев, не найдется ли доброволец. Вызвался Саша Юхновский.

Жестокость Юхновского не знала границ. Даже фашисты поражались рвению юноши и наградили его «Орденом для восточных народов» — единственный случай в ГФП-721 на Украине.

Многочисленные преступления Алекса Лютого зафиксированы в воспоминаниях тех немногочисленных людей, кому удалось выжить в гестаповских застенках.

Приводить здесь их свидетельства невозможно из-за феноменальной жестокости.

Верхом гитлеровской «карьеры» Саши Лютого стало участие в массовом убийстве у шахты «Калиновка» неподалеку от Донецка. Жертвами фашистов и их прихвостней из числа бандеровцев стало 75 000 человек, среди которых было множество женщин и детей. Саша принимал в этом преступлении самое деятельное участие.

Саша Юхновский думал, что его самоотверженная работа на Третий Рейх позволит ему вести отличную жизнь в Германии, реализовать свою «немецкую мечту». Но в 1944 году окончательно стало ясно, что победу в войне рано или поздно одержит Красная Армия.

Двигаясь в обозе отступающих немецких войск, Саша вдруг осознал, что скоро советская власть арестует его и отнимет у него то, что он так ценил – его бесценную жизнь. Саша был к этому не готов.

Вторая жизнь Алекса Лютого

Отстав от обоза, коллаборационист скинул с себя немецкую форму и закопал ее поглубже в лесу. Вместе с одеждой в ямку отправились и его документы. Александр Юхновский исчез, как ему самому казалось, навсегда.

Добравшись до советской территории, 19-летний юноша отправился в военкомат. Рассказав сотрудникам жалостливую историю — папа убит на фронте, мама умерла под немецкими бомбами, документы потеряны, — Юхновский получил направление в армию. Скоро у него был новый паспорт на имя Александра Юрьевича Мироненко.

На фронте Мироненко отличился храбростью. Советской власти он служил столь же рьяно, как и немецкой. Писал стихи в армейские газеты, обличал фашизм в публицистических статьях. Был награжден медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина».

Разоблачение хамелеона

1965-й год. Саша, а теперь Александр Юрьевич, — солидный человек, образцовый семьянин и член советского общества. Живет в Москве. Трудится на престижной должности редактора газеты «Красный воин».

Груз прошлого больше не тяготит его, да и не тяготил никогда — что такое совесть, Лютый не знал.

Саше всегда было свойственно тщеславие, не исчезла эта черта и у Александра Юрьевича. Вполне ощущая себя в безопасности, Мироненко подает заявление в Министерство обороны на получение Ордена Славы. По словам редактора, к ордену его представили в 1945 году, но бумага была потеряна.

Потерявший бдительность Лютый не учел, что заявления на Орден Славы попадали в КГБ для проверки. Так и получилось. В биографии редактора «Красного воина» были найдены нестыковки. Так, поступая на службу в Красную Армию, он указал, что до 44 года находился на оккупированной территории, а в последующих биографиях писал, что воевал с 41 года.

Начали копать, сомнений становилось все больше. Под тяжестью улик Мироненко признался, что да, служил немцам, но вынужденно, в должности писаря, зверств не творил, наоборот, пытался помогать пленным. Следователь спросил: какое оружие вам выдали немцы?

Александр Юрьевич, не догадываясь, что это ловушка, ответил: парабеллум. Это был полный провал. Немцы давали свое оружие только тем, кто участвовал в «операциях», то есть, карателям.

Ну, а потом к делу подключились свидетели. Сашу опознали, и он, наконец, начал говорить. Вот только свои преступления объяснял незрелостью, юным возрастом и «меня заставили».

Суд не поверил Мироненко-Юхновскому и в 1977 году он был расстрелян. Справедливость была восстановлена спустя 36 лет, более чем 2000 доказанных жертв Алекса Лютого были отмщены.

Оцените статью