Бьянка почувствовала себя ненужной вещью еще на свадьбе, когда жених не удосужился явиться. Ее дядя не пожалел денег и устроил роскошное пиршество. Сам Леонардо да Винчи придумывал, как празднично украсить город, чтобы порадовать взор жениха — короля Германии Максимилиана I Габсбурга. Однако тот оказался слишком занят, чтобы приехать на собственную свадьбу.
В ноябре 1493 года Бьянка Мария Сфорца стала супругой Максимилиана Габсбурга.
После обряда в церкви миланский правитель, Лудовико Моро (дядюшка новобрачной), развлекал гостей тем, что показывал великолепное приданое невесты. Пока все охали от восторга, Бьянка с надеждой поглядывала на дверь. Вдруг прибудут гонцы от Максимилиана? Но нет.
На следующий день Лудовико сообщил племяннице, что ей нужно готовиться к дороге. Предстоял тяжелый и длинный путь через Альпы, после которого она должна была воссоединиться со своим супругом.
Бьянка Мария Сфорца родилась в апреле 1472 года. Она была дочерью миланского герцога Галеаццо Мария Сфорца и Бонны Савойской. В 1476 году с герцогом расправились, и власть в Милане перешла к его брату — Лудовико Моро.
Официально правителем был не он, а его племянник — двенадцатилетний Джан Галеаццо. Но так как мальчик в силу возраста принимать важных решений не мог, то дядя принял титул регента и стал главным человеком в Милане.
Время шло, Бьянка подрастала и превратилась в привлекательную девицу на выданье. Она считалась одной из богатейших невест своего времени и могла претендовать на лучшего жениха. Когда ее руки попросил король Германии Максимилиан I, Лудовико Моро ощутил приступ эйфории.
— Тебе выпала честь стать женой будущего императора Священной Римской империи, — говорил миланский правитель племяннице.
Бьянке передалась радость дяди и она с нетерпением ждала свадьбы, не подозревая, что супружеская жизнь станет для нее самым горьким разочарованием.
К 1493 году Максимилиан Габсбург был вдовцом с двумя законными детьми и приличным количеством внебрачных отпрысков. Его главной любовью была первая супруга Мария Бургундская, трагически погибшая от ран после падения с лошади.
На Бьянке Максимилиан решил жениться, потому что остро нуждался в деньгах. Лудовико Моро отдавал за племянницу 400 000 дукатов. Король Германии был соблазнен деньгами и спешил получить девицу в жены. Но сама Бьянка его не интересовала, она была лишь приложением к богатству. На свадьбу король не приехал, прислав своего представителя и решив, что жена потом сама его найдет.
Чтобы добраться до Максимилиана, Бьянке пришлось пройти нелегкий путь через холодные Альпы. Большую часть пути молодая королева шла пешком, безропотно перенося усталость. Впереди был во Фрайбург, где она должна была, наконец-то, соединиться с мужем. Но оказавшись на месте, Бьянка обнаружила, что Максимилиана там нет. Ей передали, что он ждет ее в Аусбурге.
Дойдя до нового места встречи, Бьянка услышала, что Максимилиан снова передумал и теперь ждет ее Инсбруке. Происходящее выглядело издевательством над королевой. Это ощущение усилилось, когда в Инсбруке ее встретили австрийские дворяне и сочувственно сказали, что король уехал по делам и ей нужно ждать дальнейших его указаний.
«Пожалуйста, приезжайте ко мне быстрее»: молила в письмах Бьянка Максимилиана. Через некоторое время он прислал ей весточку, чтобы она приехала в город Галл.
Вечером 9 марта 1494 года супруги, наконец, встретились. Бьянка, смущенно глядя на мужа, ощущала, что ее худшие опасения сбываются. Она его совершенно не интересовала. Максимилиан холодно на нее взглянул, сказал несколько дежурных фраз и велел, чтобы она отправлялась в отведенные ей покои.
— Я приду к вам позже.
Окружающие вспоминали, что ожидание затянулось. Король всю ночь провел в беседе с миланским послом, епископом и другими знатными лицами города. Лишь в пять утра он направился к ожидавшей его Бьянке… Через час двери спальни распахнулись, и король с чувством выполненного долга покинул жену.
Позже в Инсбруке состоялась настоящая свадьба. Максимилиан на публике старался быть любезным с женой и оказывал ей полагающиеся почести. Но она видела, что это все напускное, никаких искр и чувств между ними не было. При первой возможности Максимилиан снова покинул жену и уехал по делам.
Началась удручающая и непонятная жизнь. Казалось, что Максимилиан появлялся рядом с супругой, когда ему требовалось, чтобы она забеременела. После этого он исчезал, а Бьянка ощущала в себе зарождающуюся жизнь. Увы, она так и не смогла подарить мужу ребенка. Все ее беременности заканчивались выкидышами.
Пока мужа не было рядом, Бьянка наладила хорошие отношения с его детьми, Филиппом и Маргаритой. Филипп некоторое время даже оплачивал счета своей мачехи, так как отец не считал нужным это делать. Но постоянно содержать королеву было накладно.
-Я больше не могу платить за вас, — сказал Филипп.
Бьянка оказалась в очень щекотливом положении. У нее не было денег, а всюду, куда бы она ни приехала, оказывалось, что ее муж оставил долги. Несчастной королеве пришлось продавать свои украшения, а когда все ушло в руки торговцев, она оказалась окружена кредиторами, требующими с нее денег.
В 1496 году Максимилиан получил письмо, где один из его подданных писал:
У королевы и ее придворных дам хватит кредита только на три или четыре дня. Если в течение этого времени не поступят никакие деньги,
прекратится даже их снабжение продуктами
Однако королю было все равно. Истратив все приданое жены, Максимилиан не считал нужным хоть как-то заботиться о Бьянке. Он не скрывал, что она разочаровала его и, общаясь с послами, жаловался, что его жене не хватает здравого смысла.
Бьянка была вынуждена продавать свои наряды, в то время как ее муж беззаботно устраивал турниры, после которых приглашал гостей за столы, щедро уставленные яствами.
Осенью 1499 года на Северную Италию напал французский король Людовик XII и Лудовико Моро бежал из Милана. Он прибыл в Инсбрук, рассчитывая, что его защитит Максимилиан, но просчитался. Габсбург уже забыл о выгодном браке, который тот для него организовал. Деньги Бьянки испарились, и он не считал себя чем-то обязанным.
Более того, когда Бьянка начала мужа слезно умолять позволить ей встретиться с дядюшкой, он запретил жене приезжать в Инсбрук. Лудовико Моро пришлось несолоно хлебавши возвращаться обратно в Италию, а Бьянка окончательно убедилась, насколько она одинока и несчастна.
Горести состарили королеву раньше времени. Она ходила в изношенной одежде, не подобающей ее положению, и перестала следить за своим внешним видом. Нищая и полуголодная, она пристрастилась есть улиток. За это над ней потешались окружающие, и именно это ей поставили в вину врачи, когда ее здоровье совсем ослабло.
-Прекратите есть улиток, — говорили врачи королеве. — Давайте мы вам сделаем кровопускание.
Бьянка лишь отмахивалась от них и просила оставить ее в покое.
31 декабря 1510 года нелюбимая жена Максимилиана скончалась. Ей было всего тридцать восемь лет. Официально было объявлено, что она умерла, потому что переела улиток.
Максимилиан не явился на похороны Бьянки. Он хотел бы, чтобы все забыли о его неудачной женитьбе, как о дурном фарсе, но по иронии судьбы изображение Бьянки было увековечено на рельефе Золотой Крыши в Инсбруке, рядом с фигурами Максимилиана и Марии Бургундской.