-Она же старуха и уже не способна родить, — кричала Наталья, мать короля. — Ты — последний отпрыск династии, если у тебя не будет наследника, кто займет трон?
Не все слова, сказанные матерью были справедливы. Но в народе о предполагаемой невесте наследника говорили еще более хлестко, зло и грубо:
-Ее «колодец» давно пересох, слишком много мужчин черпали оттуда! Ее мать была алкоголичкой и закончила свои дни в сумасшедшем доме! У нее два властолюбивых брата, они рвутся к власти, а наш король совершенно не в состоянии им противостоять, он у нас блаженный!
А вот это было во многом правдой.
Странненький мальчик
В 1882 году Княжество Сербия было провозглашено королевством. Во главе встал король Милан Обренович. В семье новоиспеченного короля кипели страсти: монарх не ладил со своей женой Натальей, дочерью Одесского торговца.
Да еще и сын Александр, бывший единственным, не радовал: странненький мальчик, так бы мы сказали сейчас. Видимо семейные свары до того достали Милана, что он решил бросить это гиблое дело — быть королем. Тот самый странненький сын был провозглашен новыми правителем в 1889 году, ему было всего 13 лет. В помощь были назначены регенты.
Среди них была и мать короля Наталья Кешко. Как женщина не ладила с мужем, так не поладила она и с коллегами-регентами. В конце концов, в 17 лет Александр объявил себя совершеннолетним, повелел регентов арестовать, а через год призвал в Сербию отца, осознав, что без родственной поддержки пропадет.
Милан Обренович явился спасать Отечество и сына, тем более, что роль при короле его «обожаемой» супруги Натальи сильно уменьшилась. Чем занялся Папа? Он поехал по столицам Европы в поисках достойной кандидатуры в супруги сыну. Такая девица вскоре нашлась. Звалась она Александрой Шаумбург-Липпской.
Не Бог весть что, но пойдет. К слову, жених тоже звезд с неба не хватал. Сербия была невелика и зависима, а династия Обреновичей это вам не Габсбурги и не Гогенцоллерны. Но Александре уготовано было стать женой второго сына канцлера Вильгельма, поскольку король Сербии вдруг самостоятельно справился с задачей поиска супруги. Как? Это уже другой вопрос. Обалдели (простите) все.
Первый брак
Звали зазнобу короля Драгой, девочка родилась шестой из семи братьев и сестер в семье окружного начальника Пантелия Луневица и его жены Анны. Год рождения невесты — 1866, но в Сербии Драгу никогда не любили и называли другие даты, даже 1860-й.
Дед Драги был респектабельным купцом. Образование девочка получила довольно неплохое, окончила четырехлетний Высший женский институт, неплохо писала, знала историю, языки.
В 17 лет Драга была выдана замуж за инженера Светозара Машина. Брак был не особенно удачен: 32-х летний жених любил выпить, за него никто не соглашался выйти замуж. Но у отца Драги не было выбора: он был почти банкротом, жена угодила в сумасшедший дом, а дочери не пристроены.
Брак продлился три года, Светозар Машин скончался от приступа эпилепсии, вызванной неумеренным питием. От мужа вдова унаследовала только фамилию.
Веселая вдова
Драга вернулась в родительский дом, отца уже не было, так что молодая вдова подрабатывала переводами и литературным творчеством. Но гораздо большие деньги и известность ей приносили иные занятия. Уже в те годы ходило много историй об ее многочисленных связях и романах с журналистами, писателями и женатыми чиновниками.
Есть легенда, что Драга, будучи фрейлиной королевы Натальи даже принимала участие в воспитании Александра Обреновича, своего будущего второго мужа. Вряд ли это так. Разница между ними всего 10 лет, а приближена к Наталье Драга была лишь в годы изгнания королевы, когда Александр вернул в страну отца и разогнал регентов.
Мать короля с Драгой Машин поселились в Биаррице, курортном городке на юге Франции. Драга многому научилась у своей будущей свекрови, приобрела некоторый лоск и пристойные манеры. В 1895-м Наталью навестил сын.
Наверное потом королева-мать кусала локти, ведь она сама невольно свела Александра с Драгой. Однажды плохо видевший юный король пошел на пляж и едва не утонул, считается, что его спасла Драга Машин. И неискушенный в любви Александр пропал. Его чувства заметила матушка.
-Пусть мальчик развлечется, — королева приказала предоставить сыну покои рядом с комнатой Драги. — Драга научит короля тому, как нужно обращаться с женщиной, ведь Сашеньке вскоре предстоит женитьба.
Вот только мальчик-то был странненький, он Драгу рассматривал не как проходную фигуру, он привязался к женщине всей душой. И телом.
Порочная невеста
Об отношениях влюбленных стало известно в Белграде. Драгу король забрал из Франции с собой, женщину стали приглашать на приемы, она становилась важной персоной.
-Убери эту Машин с глаз долой! — злился отец короля. — Это перезрелый плод. Ты становишься посмешищем своих подданных, которые прошли через ее кровать до тебя.
И бывший король окончательно испортил этим отношения с королем действующим. А 8 июля 1900-го года Сербия была ошарашена объявлением королем Александром предложения руки и сердца Драге Машин.
Патриархальный Белград оказался не готов принять в качестве новой королевы женщину, которая была намного старше короля, да еще вдову с дурной репутацией. Народ возмущался, правительство подало в отставку.
Министр иностранных дел Андра Джорджевич попросил митрополита Белградского не благословлять брак короля. Министр полиции Джордже Генчич, обнародовал в печати 20 документов, свидетельствующих о связях Драги Машин с женатыми мужчинами.
Отец не дал сыну благословения, сказав, что этот брак станет крахом династии. Королева Наталья публично заявила, что Драга женщина с пониженной социальной ответственностью и она бесплодна. Король Александр на все досужие пересуды плевать хотел, в августе 1900-го года Драга Машин официально стала женой и королевой.
Крестным отцом на свадьбе согласился быть русский царь Николай Второй. Зачем? Просто Александр Обренович пообещал, что тесные связи Сербии с Австро-Венгрией будут разорваны, а с Российской империей страна пойдет единым курсом. Политика. Романовым, в общем-то, было все равно, кого обнимает Обренович по ночам.
Королева, погубившая династию
Родителей короля на венчании демонстративно не было. Королева Наталья отреклась от сына, сожалея о том, что она его родила, а король Милан позвонил сыну уже из Вены, заявив, что и нога его больше не ступит на землю Сербии.
Александру же весь мир заменяла обожаемая Драга. Тем более, что вскоре королева заявила о своей беременности! Появился шанс заткнуть рот всем злопыхателям. На радостях король помиловал политических заключенных и организовал бесплатный бал для 800 гостей.
Даже известие о смерти отца, завещавшего похоронить себя на чужбине, не омрачило радость во дворце. В довершение триумфа Российский император Николай Второй прислал золотую колыбель в качестве подарка. Колыбель не пригодилась, выписанные из Санкт-Петербурга лучшие доктора вынесли вердикт: Драга никогда не была беременна и не может иметь детей.
Разразившийся скандал стал главной темой всех иностранных газет, карикатуристы украсили передовицы сатирическими надписями и иллюстрациями. А что же король? А он хотел казнить гинекологов, подозревая, что его любимой супруге подстроили прерывание беременности.
Неизвестна осталась роль самой Драги: врала ли она намеренно или стала жертвой заблуждений. Любовь между королем и женой не пострадала, а репутация Александра Обреновича была окончательно подорвана и на Родине, и за рубежом. Тот же Николай Второй после случившегося категорически отказал в визите в Россию Александра и Драги.
А странненький король продолжал дергать тигра за усы и раздражать подданных: кавалерийский полк короля Милана был переименован в «Кавалерийский полк королевы Драги», день рождения Драги был объявлен национальным праздником. Сама Драга настойчиво лезла во внешнюю политику. Король всерьез задумался о том, чтобы передать престол братьям жены, которых сербы ненавидели за жестокость и алчность.
Майский заговор
Сербы — народ горячий, заговор не заставил себя ждать. Он созрел в недрах организации «Черная рука». В конце мая 1903-го года заговорщики из числа офицеров проникли во дворец. Конец Александра и Драги был ужасен.
Отдавая должное мужеству этой женщины, скажем, что она до последнего старалась защитить короля, встав между ним и злоумышленниками. Но… 63 удара сабли и две револьверные пули ей, 6 выстрелов и 40 ударов ему. Шансов не было. Думается, что Драга и Александр все же не заслужили такого.
Династия Обреновичей прекратила существование. Победители объявили Александра сумасшедшим, а Драгу — падшей женщиной. На престол взошел пожилой король Петр из династии Карагеоргиевичей.
Европа же объявила Сербию варварской страной и ввела против нее санкции. Во многом та майская ночь предопределила выстрел Гаврилы Принципа в наследника австрийского престола эрцгерцога Фердинанда, ставший поводом к Первой мировой войне.
А началось все с нее, порочной королевы, которую любил, кажется, всего один человек на свете — ее второй муж, странненький мальчик Александр Обренович.