Самый презираемый император

Поклонник всего прусского, алкоголик с малых лет, застрявший в детстве, инфантильный, взбалмошный, психически и эмоционально неуравновешенный, править не способный.

Это все о нем говорилось, когда будущий император был еще подростком. Якобы, сама Елизавета Петровна и говорила, что сын ее сестры к делам правления не гож. Правда, знаем мы это из мемуаров ее невестки и различных исторических фильмов и романов.

Каким же на самом деле был самый презираемый монарх рода Романовых? Тот, которого собственная жена немка свергла через полгода после воцарения, его и короновать-то не успели.

Претендент на две короны

Император Российский Петр Федорович с порядковым номером три, при рождении получил имя Карл Петер Ульрих, он являлся потомком двух непримиримых династий. С одной стороны — приходился внуком Петру Великому от его любимой дочери Анны, а с другой — являлся племянником шведского короля Карла Двенадцатого и наследником не только Российской, но и Шведской короны.

Брак родителей Петра был сугубо династическим, Анну выдали замуж за герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского без какой-то сердечной склонности: надо и все. По брачному договору от 1724 года супруги отказывались от притязаний на Российский престол для своего потомства.

Но была и оговорка, что действующий император России может назначить наследником «одного из урождённых Божеским благословением из сего супружества принцев».

В супружестве принц родился только один, мать Петра Федоровича вскоре после того, как дала жизнь сыну в 1728-м году, простудилась и ее не стало, новорожденный остался на попечении отца. Надежды родителя на то, что супруга сможет занять Российский престол не оправдались, крах потерпели и другие честолюбивые замыслы Карла Фридриха.

Сына своего Карл Фридрих любил, но и отцу судьбой было отпущено всего 39 лет, в 11-ти летнем возрасте «Кильский ребенок», как называли Карла Петера Ульриха, остался круглым сиротой. В России тогда правила ветвь царя Ивана Пятого, Анна Иоанновна даже объявила своим наследником того, кто когда-нибудь родится у ее родной племянницы Анны Леопольдовны. До России внуку Великого Петра было тогда, как до Луны.

Анна Иоанновна про претендента помнила, называла его «чертушкой», очень беспокоилась о том, что он, под покровительством прусского короля когда-нибудь может потребовать свое место на троне империи, которая в наследниках терпела чехарду.

Тем временем «чертушку» воспитывали истинным немцем. Да еще и внушали мальчику, что дело его жизни — отвоевать оккупированные северные территории герцогства Шлезвиг. Отец сделать этого так и не успел.

Жизнь — подготовка к будущей войне, с детства муштра. Так и рос. Интересно, что его будущая супруга приходилась мальчику родственницей — троюродной сестрой, они встречались в отроческие годы в доме опекуна Петра, епископа Адольфа Эйтинского (будущего короля Швеции).

Идеалом мальчика был Фриц Прусский, самым горьким наказанием — запрет смотреть военный парад. Чему-то учили, как-то воспитывали, но и тогда, в Кильский период, педагоги отмечали своеобразие воспитанника: он был трусоват, занимался только тем, что ему было интересно, но любил музыку и выучился играть на скрипке.

Так, а тут давайте разберемся, кто воспитывал? А приставлен был к мальчику гофмаршал Фон Брюммер, люто ненавидевший и его покойного родители, и его самого. Просто педагогическая находка.

Солдатики в супружеской кровати

Так бы и вырос на задворках Европы этот принц, если бы в России в результате череды дворцовых переворотов на трон не уселась бы его тетка Елизавета. Официально императрица была девицей, законных детей не имела. Елизавета свергла Иоанна Антоновича, представителя ненавистной ей ветви Ивана Пятого, а своим наследником решила сделать сына старшей сестры.

Еще и побороться за приезд мальчика в Россию пришлось, он же в теории не на одну корону права имел. И, кстати, сам Петр Третий, словно предчувствуя свою судьбу, ехать на Родину матери не хотел, всегда жалел, что за него решили то, что наденет он корону Романовых.

5 февраля 1742 года Карл Петер прибыл в Зимний дворец. Начался Петербургский период его жизни. И вот тут Елизавета Петровна, по позднейшим свидетельствам была сильно разочарована тем, что по итогу из мальчишки успели сотворить немецкие воспитатели: в науках юноша не смыслил, не интересовался ими и русский язык учить не хотел.

Его крестили по православному обряду, но сути новой своей веры юноша не знал, церковные службы считал утомительными и мог шутить на грани богохульства.

-А что от него ждать, — расстраивалась Елизавета Петровна. — Его гофмаршал Фон Брюммер ненавидел, каждый день порол, за малейшие провинности розгами угощал.

Не в этом ли битье кроются странности характера Петра Федоровича, сильно удивлявшие придворных? Императрица надеялась, что племянник «оттает», образумится, привыкнет, женится. Жену нашли там же, у немцев, среди бесчисленных нищих княжеств, исправно поставлявших невест дворам Европы.

София Августа Фредерика прибыла в Россию. Девочка была младше на год, иллюзий не питала, но и не понимала на момент приезда в Россию, какова, так сказать, глубина глубин.

Екатерина Алексеевна писала: «Он говорил со мной об игрушках». А когда их обвенчали, по ночам молодожен предпочитал играть в солдатиков, поставив жену «на караул». Служанка Петра Федоровича по фамилии Крузе тайно доставала наследнику новых солдатиков, он прятал их в кровати жены.

Петру исполнилось 17 лет, жене было 16. Темпераментная с юности Елизавета Петровна приходила в недоумение от того, как далеки наследник с супругой от процесса, который должен привести к появлению на свет ребенка. И это в том возрасте, когда кровь кипит!

У царственной тетки и законной жены были надежды на то, что Петр просто взрослеет медленнее, что все еще может наладиться, но… в 25 лет юноша устроил в покоях суд над крысой, которая погрызла его солдатиков. Животное было приговорено к высшей мере, казнь совершил наследник престола лично.

-Я бы хотел быть императором, — признавался Петр. — Но не в варварской России, а в цивилизованной Швеции.

И глушил тоску по невозможному алкоголем и табаком, пахло от наследника так, что стоять рядом некоторые дамы не могли — «двошило».

Ладно, худо-бедно, императору сделали простую операцию, из-за которой он не мог отдавать свои супружеские долги жене. У Екатерины родился сын Павел, которого тут же забрала под свою руку Елизавета. Есть мнение, что Екатерина справилась с задачей предоставить трону наследника без помощи законного мужа, но свечку все же никто не держал.

Петр Федорович женщин распробовал, остался доволен, но пастись предпочитал на чужом огороде. Каждый из супругов жил своей жизнью, отношения между ними были натянутыми, а Петр открыто мечтал жениться на свой любезной Елизавете Воронцовой, заключив жену в монастырь. Мечтать его подвигла длительная болезнь тетушки: все видели и понимали, что дело идет к концу.

Современники вспоминали, что во время отпевания тетки Петр кривлялся в церкви, а когда процессия двинулась по улицам столицы, новый император специально отставал от траурной колесницы, чтобы догнать ее бегом, любуясь, как красиво развевается шлейф его плаща.

На церемонию погребения тетки Петр распорядился денег почти не выделять, а пышность создавать подручными средствами. За что он мстил Елизавете? За упущенную корону захудалой Швеции?

186 дней императора

Удивительно, но реформы Петра Третьего были разумными, толковыми, последовательными и многие из них закладывали фундамент для будущего правления его блистательной жены.

Кто инициатор реформ? Он сам или руки советников направляла царя? Да, были перегибы, но все же, ждать от него толковых деяний вообще никто не мечтал. В эти несколько месяцев на троне окружающие отмечали его доброту, неутомимость, деятельность, остроумие, желание заниматься государственными проблемами.

Петр отменил для дворян обязательную военную службу, приказав им быть записанными в полки, но являться только в случае войны. А еще он упразднил Тайную канцелярию — мрачное наследие эпохи деда. Не Елизавета Петровна, а он ликвидировал пыточные подвалы.

Петр начал процесс секуляризации церковных земель, создал Государственный банк и издал указ о выпуске бумажных ассигнаций 25 мая 1762 года. Подписал указ о свободе внешней торговли и бережном отношении к лесам, как к богатству России (28 мая 1762 года).

Повелел строить фабрики по выпуску парусины в Сибири, значит, мечтал о возрождении флота. Царь квалифицировал жестокость помещиков по отношению к крепостным крестьянам, как «тиранское мучение», за которое следует наказывать пожизненной ссылкой.

Император, которого мы традиционно считаем недотепой, недоразумением, повелел прекратить преследовать старообрядцев, даже хотел провести реформу церкви, но не успел. Это намерение ему потом в вину ставилось.

«Манифест о вольности дворянства» — так назывался документ, согласно которому дворянство стало исключительным привилегированным сословием. Манифест был издан 18 февраля (1 марта) 1762 года. А Екатерина потом его просто во многом сплагиатила.

За 186 дней на троне Было принято 192 важных документа! Лихо для дурачка, которым Петра выставляют! Да, многие указы готовились еще при Елизавете, а некоторые были спорными, несомненно одно: Петр хотел править для блага страны.

Критикуется его внешняя политика, но тут мы возвращаемся к кровным вопросам детства мальчика-сироты, которого отец обязал продолжить то, что не успел сам. А еще император миловал тех, кто пострадал при тетке: вернулся из ссылки Бирон, Миних и другие.

Петра есть за что упрекать: он в угоду «дяде Фрицу» аннулировал все завоевания России в Семилетней войне, передал тому Восточную Пруссию. И это после того, как русские были в Берлине!

И все же, и все же, и все же, разве по делам его короткого правления мы видим совершеннейшего дурачка, которого рисовали нам мемуары его вдовы и тех, кто ее поддерживал? Не потому его сын (?) Павел Первый так ненавидел мать? Не оттого ли Павел провел коронацию давно почившего отца и заставил нести императорскую корону Орлова, которого подозревали в цареубийстве?

История пишется победителями. И победители сумели гротескно подчеркнуть странности, недостатки и особенности. Они же сумели спрятать то хорошее, что было у самого презираемого в России монарха.

Противоречия ли в действиях Петра Третьего привели к перевороту? Или противоречивые решения стали лишь поводом для давно созревшего свержения императора?

Как бы то ни было, но переворот привел на трон жену Петра Федоровича, через неделю ставшую вдовой при загадочных обстоятельствах. Возможно не случайно, что к бунту Пугачева, назвавшегося именем Петра Третьего примкнуло так много людей? Помнил народ и послабление старообрядцам, и признание лютости помещиков по отношению к крестьянам преступлением.

Павел Петрович был отстранен матерью от трона на долгие 34 года. А мы до сих пор судим о личности Петра Третьего по воспоминаниям тех, кто его погубил.

Оцените статью
Самый презираемый император
Страсти на глубине. Как две женщины делили Жака-Ива Кусто