Личная жизнь Ивана Сергеевича Тургенева похожа на сюжет хорошего любовного романа. Знаменитый прозаик не обзавелся своей семьей, зато влюблялся в разных женщин – красивых, умных, роковых, а один раз – в крепостную крестьянку белошвейку Авдотью Ермолаевну Иванову.
От романа с последней и родился единственный ребенок писателя – дочка Пелагея Ивановна Тургенева. Как сложилась ее судьба?
Униженная и оскорбленная
Годовалую малышку, рожденную в 1842 году, забрала к себе мать Тургенева, суровая и властная барыня Варвара Петровна, а Авдотье было выплачено приличное содержание, которое в помогло ей удачно выйти замуж.
Но Варвара Петровна не признала девочку своей внучкой. И так как Пелагея появилась на свет вне брака, её отдали на воспитание в семью крепостного – Фёдора Лобанова.
Детская беззаботность и радости стали для Пелагеи несбыточной мечтой. Едва переступив порог дома Тургеневых, она ощутила всю тяжесть реальности: колкие насмешки, издевательское именование “барышней” и работа, с которой и взрослым порой было бы тяжело справиться.
Масла в огонь подливала Варвара Петровна, которая изредка перед гостями хвасталась «шалостью сына». По ее приказу Пелагею наряжали в красивое платье, и она прилюдно спрашивала: «Скажите, на кого эта девочка похожа?». Неизвестно, как бы сложилась жизнь девочки в крепостнической России, если б не своевременное вмешательство Тургенева.
О том, что у него есть дочь, Иван Сергеевич узнал только в 1850 году, когда дочери было уже 8 лет. Правда, надо отдать должное писателю: узнав о беременности Авдотьи, он сразу решил на ней жениться. Что же помешало ему осуществить это благородное намерение?
Все та же Варвара Петровна. Узнав о намерении сына, она закатила ему жуткий скандал и пригрозила лишить его наследства. После этого Тургенев спешно уехал.
Узнав о существовании дочки, Иван Сергеевич решил во что бы то ни стало обеспечить ее судьбу.
«Я нашел… свою дочь… разительно на меня похожую. Глядя на это бедное, маленькое создание, я почувствовал свои обязанности к ней. И я их выполню – она никогда не узнает нищеты. Я устрою ее жизнь как можно лучше», – писал он своей роковой возлюбленной, оперной диве Полине Виардо.
Та выразила готовность взять девочку под свою опеку. Так в 1850 году Пелагея оказалась во Франции.
Полинет
По желанию писателя девочка получила новое имя – Полина (или Полинет – на французский лад). Отношения малышки с Виардо сразу не заладились. Иван Сергеевич был без ума от своей французской возлюбленной и хотел, чтобы его маленькая наследница полюбила ее, как родную мать. Но этого не случилось.
Напротив, Полина невзлюбила свою знаменитую тезку; в конце концов девочку поместили в частный пансион. Но и здесь она не прижилась. Ее угнетали дисциплинарные ограничения и строгие правила. А потом девушка влюбилась в учителя, который ответил ей взаимностью, однако не сделал ей предложения руки и сердца.
Закончив пансион, Полина поселилась в парижском доме Тургенева, который нанял для нее гувернантку-англичанку Мэри Иннис. Эта дама едва не стала невольной причиной дуэли между Тургеневым и его маститым коллегой – Львом Толстым.
Однажды Иван Сергеевич принялся нахваливать ему пунктуальность английской гувернантки; в частности, – поставил ей в заслугу то, что она приучила Полину к нуждам бедняков, заставляя ее штопать их лохмотья. Толстой называл эти уроки «неискренней театральной сценой».
Иван Сергеевич вышел из себя и вызвал коллегу на дуэль. К счастью, инцидент удалось замять, но неприязненные отношения между мэтрами остались.
Но вернемся к дочери писателя. Полина не была красавицей. Вот как описывает ее прозаик-переводчик Елена Апрелева:
«…Войдя в кабинет Тургенева, я застала… даму полную и высокую, с круглым, чисто русским лицом… Кроме русского лица да голоса слегка нараспев, ничто не выдавало ее происхождения. России она, конечно, не помнила».
Какие же отношения сложились у Тургенева с дочкой? К сожалению, они так и не сумели сблизиться. Живя во Франции, девушка забыла родной, русский язык. Когда она подросла, то оказалось, что между ней и писателем нет ничего общего.
«Она не любит ни музыки, ни поэзии, ни природы – ни собак – а я только это и люблю…. Для меня она… – тот же Инсаров (главный герой романа «Накануне»). Я ее уважаю, а этого мало».
Эта семейная мелодрама повлияла на творчество писателя. Некоторые литературоведы полагают, что непростые отношения с дочкой отразились в его известной повести «Ася». Есть версия, что в переживаниях Николая Кирсанова (героя романа «Отцы и дети») по поводу своего незаконнорожденного ребенка Тургенев отразил собственные чувства.
«Я должен сказать тебе откровенно, что был не очень доволен тобой во время последнего моего пребывания во Франции. <…> Ты обидчива, тщеславна, упряма и скрытна. Ты не любишь, чтобы тебе говорили правду, <…>
Ты ревнива… недоверчива… любишь общаться только с людьми, которых считаешь ниже себя; твое самолюбие становится похожим на дикость <…>. Ты обидчива даже по отношению ко мне, никогда не сделавшему ничего такого, что могло бы тебя обидеть <…> Твой любящий отец И. Тургенев», — писал Тургенев дочери 10/22 ноября 1859 года.
Что до личной жизни Полины, то в 17 лет у неё появился молодой предприниматель, владелец доходной стекольной фабрики Гастон Брюэр, который понравился Тургеневу. Поэтому когда встал вопрос о замужестве дочки, писатель сразу дал свое согласие; тогда же он признал ее своей законной наследницей, выделив ей в качестве приданого приличную сумму в 150 тысяч франков.
Был ли счастливым их брак? Поначалу отношения супругов складывались хорошо. Полина родила двух детей: дочку Жанну и сына Жоржа-Альбера. Но в 1877 году Гастон разорился из-за франко-прусской войны; он опустился, начал пить и даже поднимал на жену руку. Полина не выдержала грубого обращения и вместе с детьми бежала в Швейцарию. Все ее расходы, конечно, оплачивал Тургенев.
Но после его смерти Полина осталась без средств к существованию. Писатель имел неосторожность завещать свое состояние Полине Виардо, которая не пожелала делиться наследством с дочкой классика. Последняя пробовала оспорить завещание отца, но ожидаемо проиграла.
Полина зарабатывала себе на хлеб, давая уроки музыки. Несмотря на стесненные материальные условия, она дожила до 77 лет, пережив и отца, и мужа. Ее сын умер через 5 лет, не оставив потомства.
Дочь Жанна тоже не создала своей семьи, хотя это была умная, образованная женщина: она знала 5 языков, писала стихи, преподавала. В ее руках осталась значительная часть архива писателя, которую она в 1933 году отправила в Государственный литературный музей. Жанна умерла в 1952 году, с ее смертью прервалась линия прямых потомков знаменитого прозаика.
И вот вопрос, виноват ли Тургенев в том, что судьба его дочери сложилась не самым лучшим образом?