Младший сын императора Александра III великий князь Михаил Александрович (1878–1918 гг.) был добрым и легкомысленным мужчиной. Вопреки государственным соображениям он женился на дважды разведенной красавице, дочке присяжного поверенного Наталье Сергеевне Вульферт, урожденной Шереметьевской (1880–1952 гг.), которая родила ему единственного сына — Георгия. Как сложилась его судьба?
Трудное детство
Мальчик появился на свет в 1910 году при довольно драматичных обстоятельствах. Роман его отца с Натальей (на тот момент – женой армейского офицера Владимира Вульферта) наделал много шума при императорском дворе.
Дело в том, что Михаил Александрович был вторым по очереди наследником российского престола, так как единственный сын царствующего государя Николая II и его жены Александры Федоровны цесаревич Алексей болел смертельно опасной болезнью (гемофилией), и царская семья жила в постоянном страхе за его жизнь.
Николай II назначил брата регентом на случай своей смерти, поэтому репутация великого князя должна была быть идеальной.
Но Михаил Александрович пренебрег государственными соображениями ради любви; правда, он обещал царю не жениться на Наталье. Государь пошел навстречу брату и почти сразу после рождения Георгия в 1910 году пожаловал ему дворянство, отчество «Михайлович» и фамилию Брасов – по названию имения Михаила Александровича.
Но последний не сдержал слово и в 1912 году в Вене обвенчался со своей возлюбленной. В ответ Николай II запретил ему въезд в Россию и лишил его титулов и званий. Таким образом, маленький Георгий в 2 года стал изгнанником. До 1914 года семья жила в Великобритании. А когда началась Первая мировая война, Михаил Александрович вызвался быть добровольцем и получил высочайшее разрешение на возвращение.
Великий князь был хорошим отцом: не желая оставлять сына без средств к существованию в случае своей гибели, он попросил венценосного брата узаконить мальчика. Николай II исполнил его просьбу, Георгий получил титул графа, но ожидаемо был лишен прав на российский трон.
Жизнь за границей
Казалось, Георгия ожидала спокойная, обеспеченная жизнь. Но в 1917 году произошла Февральская революция, которая круто изменила его судьбу. 2 марта было обнародовано отречение Николая II от престола в пользу Михаила. Но великий князь не решился принять бразды правления в свои руки.
На следующий день, 3 марта, он подписал манифест, в котором передавал вопрос о государственном устройстве России Учредительному собранию. Таким образом, Михаил Александрович один день был императором всероссийским, а Георгий – его наследником…
Этого было вполне достаточно, чтобы стать жертвой маховика истории. И хотя Михаил Александрович был далек от политики и всячески уклонялся от власти, все же он не избежал трагической участи своего брата. Великого князя сначала арестовали, потом сослали в Пермь, где расстреляли в июне 1918 года.
К счастью, Наталья Сергеевна сумела весной 1918 года переправить сына в Данию. Мальчик уехал из России под видом сына австрийского военнопленного и английской гувернантки. Со своей мамой и единоутробной сестрой Натальей (дочкой Натальи Сергеевны от первого брака) мальчик соединился только в 1919 году в Великобритании.
Как сложилась жизнь за границей единственного сына однодневного императора? В целом его судьба складывалась благополучно. Наталья Сергеевна не жалела денег на его образование. Георгий сначала учился в колледже, потом поступил в знаменитую, престижную частную школу для мальчиков в Харроу.
Но он не сумел ее закончить из-за нехватки денег. Более того, из-за стесненного материального положения Наталья Сергеевна в 1927 году была вынуждена переехать в Париж, где жизнь была немного дешевле. Георгий Михайлович последовал за ней; во Франции он поступил в Сорбонну.
Как он относился к своему происхождению? Характером Георгий пошел в отца – то есть совершенно не интересовался политикой. В отличие от своей матери, которая ревностно и ревниво отстаивала его права, как законного наследника российского престола.
Чтобы засветиться в эмиграции, она признала монархом двоюродного брата Николая II – великого князя Кирилла Владимировича. Тот в ответ пожаловал Георгия и его мать княжескими титулами. Но Георгий был совершенно равнодушен к большой политике.
Согласно британским источникам, его изумляли и забавляли разговоры о его правах на российский императорский трон. Молодой человек был напрочь лишен амбиций: он был спокойным, скромным и ни на что не претендовал.
Драматичный финал
Наталья Сергеевна не могла (или не умела?) жить по средствам. Она ревниво относилась к своему статусу жены последнего императора и все свои надежды на лучшее будущее возлагала на сына. Но при этом ей пришлось унижаться – просить денежной помощи у вдовствующей императрицы, матери Николая II Марии Федоровны.
Та перед смертью завещала треть состояния внуку Георгию. Помогло ли наследство матери с сыном? К сожалению, – нет. Наталья Сергеевна опять не сумела сохранить домашний бюджет. Вместо того, чтобы сберечь деньги на житейские нужды, она купила сыну роскошный автомобиль – американский крайслер последней модели.
Георгий Михайлович был страстным спортсменом и заядлым автомобилистом. Он обожал технику и в подростковом возрасте уже научился кататься на мотоцикле.
В 1931 году он вместе с другом отправился в путешествие – из Парижа в Канны. По дороге автомобиль занесло, и он врезался в дерево. Приятель князя погиб сразу, Георгий, не приходя в сознание, скончался от травм на следующий день. На тот момент князю было всего 20 лет…
Мемуаристы вспоминают, что Наталья Сергеевна мужественно перенесла этот удар. Она с почестями похоронила своего единственного сына – свою последнюю надежду – и потом прожила еще 21 год, тщетно борясь с нуждой и забвением.
Хотя причина аварии была очевидна, в эмигрантских монархических кругах сразу поползли слухи о том, что в гибели внука Александра III виноваты советские агенты. Насколько оправданна эта версия?