О музыке он думать перестал. Все мысли занимала только она, Алоиза. «Папа, я хочу жениться», — умоляюще говорил Вольфганг Амадей Моцарт. И получал решительный отказ. Девушка – это еще не весь мир. Не она, так будет другая. А вот славу великого музыканта требуется подтверждать постоянно. Иначе – забвение и голод.
У семьи Моцартов было семеро детей, но выжили только двое – Мария Анна да Вольфи. Старшая сестра как-то сыграла на клавесине (к музыке ребятишек приучали едва ли не с рождения), а потом, когда она встала, брат занял ее место и безошибочно повторил мелодию. Вольфи было всего 4 года… И отец ахнул. Неужели, в их семье появился еще один талант?
Все знали, что Мария Анна – чрезвычайно одаренная девочка. Но способности сына у Моцартов оценили в два раза выше. Совсем малыш, он играл сложные вещи. А потом начал придумывать мелодии сам.
— Как у вас так получается? – однажды спросил у ребенка другой мальчик. Он выглядел серьезно и заинтересованно.
— Смотри, я просто складываю это в голове, я потом переношу на нотные листы, — пожал плечами Моцарт, — это же просто, попробуй!
— Я пробую, — смутился второй ребёнок, — но у меня получается не музыка, а стихи…
Собеседником Вольфганга Амадея Моцарта стал будущий великий Гете.
В 1762 году дети отыграли свой первый концертный тур – Мария Анна и ее брат. Успех был таким ошеломительным, что решили повторить. И задержались на целых три года! Бесконечная череда поездок, переодеваний, концертных площадок. Лица, аплодисменты, цветы. Дети выбивались из сил, но строгий родитель запрещал им думать о чем-то, кроме музыки.
Вольфи рос, взрослел. Его принимали при королевских дворах, осыпали подарками. Но природу не обманешь. Пришло время, когда сердце юноши начало биться сильнее не только от восторгов слушателей. Девушка, которая покорила его, звалась Алоизой Вебер. И она тоже была очарована Моцартом. Такой юный, но такой серьёзный! Какую музыку он пишет!
На пути счастья встал Леопольд Моцарт. Он дал понять сыну, что ни о какой женитьбе речи быть не может. Только концерты, только занятия. Если Алоиза любит его по-настоящему, она подождет. Ну а если нет, то невелика потеря. Моцарт отправился в Париж.
Уже во французской столице он пережил сразу два удара судьбы – умерла его мать, и пришли вести о замужестве Алоизы. Проплакав несколько дней, Моцарт понял, что пора начинать новый этап жизни. Решено было вернуться в Вену, тем более что во Франции австрийское дарованье встретили довольно равнодушно.
В Вене композитор поселился в доме матери Алоизы. Это был неслучайный выбор: ему хотелось оказаться там, где однажды он чувствовал себя счастливым. Конечно, нечего было и думать о потерянной возлюбленной. Но зато имелась ее сестра. Констанция считалась хорошенькой и очень вздорной молодой особой. Однако Моцарт влюбился.
«Трудно сказать, отчего он сделал такой выбор, — позже писала сестра Моцарта, — возможно, в Констанции он видел утерянную ТУ. А возможно, его просто привлекали женщины определённого типа. Две сестры были похожи не только внешне!»
Госпожа Вебер не была в восторге от ухаживаний Моцарта. При всех его замечательных данных, он вечно сидел без денег. Моцарт увлекался музыкой, отдавался ей целиком, и плохо смыслил в вопросах экономии и рачительности. Золото утекало у него между пальцев.
Однажды сам император предложил ему поискать богатую наследницу, но Моцарт отрицательно покачал головой. Он сказал, что музыка не сможет родиться подневольно. Он должен быть рядом только с той, что станет вдохновлять его.
И вдохновляла его Констанция! Но мать девушки уже присмотрела для нее богатого жениха.
— Позвольте мне жениться, — умолял Моцарт.
И тогда госпожа Цецилия Вебер придумала хитрую уловку. Моцарт обязан до определенного срока обвенчаться с Констанцией. Или заплатит «неустойку» в триста гульденов. Девичья красота – портящийся товар. Если фрейлен Вебер просто так просидит три года, ее акции на брачном рынке упадут. Нужна будет компенсация. Вот поэтому и возникла эта сумма.
Было еще одно препятствие – отец Моцарта слышать ничего не хотел о свадьбе сына. Какая жена? Ведь пойдут дети. Надо будет думать о пропитании, а не о гениальной музыке! Моцарт себя похоронит!
…Констанция узнала, что мать вынудила Вольфи подписать бумагу о трехстах гульденах и пришла в ужас.
— Все скажут, что ты продала меня за триста гульденов! – вскричала девушка.
А потом порвала обязательство жениха на мелкие клочки. Гордо подняв голову, она заявила, что выйдет замуж за Моцарта, даже если весь мир будет против. 4 августа 1782 года в соборе Святого Стефана в Вене молодые обвенчались. У обоих глаза блестели от слез счастья. Отец Моцарта прислал свое благословение на следующий день после этой свадьбы.
Но Леопольд Моцарт не зря тревожился о сыне. Вольфганг и его супруга казались совершенно счастливыми, они были влюблены, но они оба оказались совершенно не приспособленными к семейной жизни.
Ни Констанция, ни ее гениальный муж, так и не научились экономить. Все, что получал Моцарт, моментально превращалось в пыль. Супруги тратили все до гроша, и поэтому постоянно оказывалась в тяжёлой финансовой ситуации.
За девять лет у пары родились шестеро детей, но выжить удалось лишь двоим (в точности, как у родителей Вольфганга). Констанция растворилась в муже, она занималась только его делами, домом и детьми. Когда позже ее обвиняли в легкомыслии, забывали об одном: она по-настоящему любила композитора и делала его счастливым. Письма, которые Моцарт писал ей, полны любви!
Он работал на износ. Но не только потому, что желал больше заработать. Моцарт просто не мог по-другому. В сентябре 1791 года композитор был уже совсем плох. А 5 декабря его не стало. Одна из версий – тиф. А вот популярная история про отравление (да еще со стороны Сальери) не выдерживает никакой критики. Историки уже не раз опровергли эту версию.
Констанция мелко вздрагивала. Она обняла Вольфи и осталась так лежать на несколько часов.
— Я уйду с ним! – упрямо повторяла она.
Но ее заставили вспомнить о детях. Ей пришлось подняться и начать все заново. Тем более, что муж ей оставил одни долги…
Вместе с двумя сестрами – той самой Алоизой, и Йоханной – Констанция Моцарт начала выступать с концертами. Она знала наизусть все произведения своего мужа, так что ей даже не требовались ноты. «Волшебную флейту» Констанция могла исполнять без запинки от начала и до конца. Эта гастрольная кочевая жизни позволяла держаться на плаву, но вот на большее рассчитывать не приходилось.
И тогда она принялась распродавать рукописи мужа. Конечно, ее за это упрекали. Как позже упрекали Анну Керн, что она «торговала письмами Пушкина». Упрекать проще, чем помочь.
Предложение руки и сердца от дипломата Георга Николауса Ниссена вдова композитора восприняла с облегчением. Он поженились в 1809-м и прожили вместе до самой смерти Ниссена в 1826-м. А два года спустя Констанция Моцарт издала биографию мужа.
Ее не стало в 1842-м году.
Сын Констанции и Вольфганга Амадея Моцарта, Карл Томас, стал австрийским государственным служащим. Женат он не был, потомков не оставил. Еще один сын гения, Франц Ксавье Вольфганг, занимался музыкой и преподавал. Поскольку его единственной любовью была замужняя дама, сын Моцарта не вступил в брак и тоже не оставил детей.