Один из самых настоящих, глубоких, талантливых актеров и режиссеров советского времени Евгений Семенович Матвеев трудовым человеком считал себя с 8 лет, когда стал зарабатывать на балалайку. Тогда он и не думал об актерской карьере, просто хотел петь и играть на музыкальном инструменте.
Матвеева отличала искренность, умение выкладываться на сцене, в кадре и в режиссуре в полную силу. Полутонов он не терпел.
— Меня, собственно, и называют максималистом, иногда даже с сочувствием. Но я действительно, максималист, и не могу себе представить в искусстве минимализм. Как это выражать жизнь, участвовать в ней, сопереживать, и, вдруг, наполовину.
Для меня человек дорог, когда он максимально выявляет свои внутренние качества в острых ситуациях. Я чувствую остро, и работаю в полную силу. Я не делаю, то, что мне могут предложить, и меня это не взволновало, — рассказывает Евгений Матвеев.
Он называл себя счастливым человеком с непростой судьбой. Говорил, что у каждого артиста есть мечта, который он страдает, болеет. Но не всегда такая мечта осуществляется.
— Я счастливый человек. Счастливый, что в моей жизни был Макар Нагульнов. Мне очень хотелось походить на него. Честность, принципиальность, открытость, ясность во всем, — признавался Евгений Семенович. — ЯЫ его начал играть.
Была и дерзость, и смелость, и уверенность. Это была песня души. А вот князь Нехлюдов вошел в мою жизнь совершенно неожиданно. Никак не мог предположить.
По воспоминаниям Евгения Матвеева, он знал, что великий мастер советской режиссуры Михаил Швейцер приступает к экранизации романа Льва Толстого «Воскресение». Но Матвееву и в голову не могло прийти, что там могла быть роль для него.
— Не княжеских я кровей. Мне ближе пропахшая потом гимнастерка и кирзовые сапоги. Не мог предположить, что ему придет в голову дерзкая мысль пригласить меня на пробу. Это в то время, когда еще снимался фильм «Поднятая целина». Я попадал то грязи, то в князи, — говорил актер. — Представьте себе, я лечу в Ростовскую область на съемки «Поднятой целины».
И знаю, что, когда вернусь, то должен буду сниматься на улицах Москвы в роли Нехлюдова. Я боялся, что эти два противоположных полюса будут друг другу мешать. Тогда я целиком отсекал от себя князя, летел в Ростов, думал и жил Макаром. А обратно возвращаясь, я готовил себя к роли Нехлюдова, то есть вводил себя в круг привычек, круг манер князя.
Мысли об актерской профессии появились у Евгения Семеновича, когда он еще не видел никакого кино и никакого театра, потому что детство его прошло в селах на Херсонщине вдалеке от культурного центра.
Но село, где жил маленький Евгения, было певучее, почти не было двора без музыкальных инструментов. Играли семьями – балалайка, гитара, мандолина, бубен, гармошка. И Женя страдал невыносимо из-за того, что у меня не было музыкального инструмента.
— Дедушка мне как-то сказал: «Хочешь играть – заработай». С этого времени я стал считать себя работающим человеком. С 8 лет. В общем, я заработал, купил себе балалайку. И, разумеется, захотелось сразу же играть и петь. Я репертуар себе не выдумывал, он сам исходил из меня. Я почему-то пел жалостливые песни.
Повторял услышанное, — вспоминал Матвеев.- Я играл эти песни, и собирались женщины у плетня, и просили, чтобы я спел, а они плакали. Мама говорила: «Что же ты, сынок, печалишь людей, ты уж лучше их повесели». Тут уж я пел частушки. Наши хорошие сельские частушки.
Чуть позже Евгения Матвеева девяти лет отроду стали называть чудиком, потому что искал счастья в природе, детские счастье.
— Мне говорили, чтобы показал, как колхозный бугай ходит. Я вставал на четвереньки, выпучивал глаза, и показывал, как ходит бугай. С этой поры началось лицедейство, которое само по себе из меня вышло. Оно требовало выхода, — признавался актер. —
А потом он увидел заезжую труппу в селе, которая играла слезливую мелодраму. И вместе с другими зрителями плакал, и вот тогда что-то внутри екнуло, понял, что очень хочется на сцену.
— Мама, чтобы дать мне образование переехала в город Цюрупинск, где мыла полы в школе, чтобы я учился. И тут я уже увидел профессиональный театр, ездил в Херсон на постановки. Так я узнал, что такое настоящий театр и определился с выбором профессии, — говорил Евгений Матвеев.