Сегодня уже не секрет, что известный советский актёр Пётр Вельяминов был потомком древнего дворянского рода Вельяминовых, который ведёт своё начало еще из допетровских бояр, а первые упоминания о нём найдены в летописях времён Рюриковичей. Среди представителей этого рода было немало заслуженных людей, которые на разных должностях верой и правдой служили своему Отечеству. А история рода от поколения к поколению передавалась его продолжателям.
Не был исключением и Пётр, несмотря на то, что родился он почти через десять лет после революции. Уже в 12-летнем возрасте он узнал от матери о своих славных предках, хотя при советской власти эти знания приходилось от всех скрывать.
Но мама хотела, чтобы он лишь помнил о своих корнях, а жить призывала его в новой России, чтобы быть полезным своему народу в советской стране.
Позже Пётр Сергеевич вспоминал, что в его детском сознании долго не укладывалось, почему его предки, которые много лет честно служили своей стране, вдруг стали её врагами? Несколько последних поколений Вельяминовых были кадровыми военными, воевали за Россию и проливали кровь. Но новая власть писала новую историю, поэтому любое происхождение, кроме рабоче-крестьянского считалось порочным.
Оказывается, о его происхождении в НКВД хорошо знали. Но не трогали, пока Петру не исполнилось 16 лет. А когда он достиг этого возраста, арестовали. Позже он так вспоминал об этом:
Арестовали меня 31 марта 1943 года. На Манежной площади. Подошли двое и забрали. Среди бела дня. И привезли на Лубянку. Я шел по «особо важным», и, судя по постановлению Особого совещания, у меня был очень неприятный букет статей, который и определил все дело, которое, как мне сказали потом следователи, реабилитировавшие меня, было сильно раздуто.
Главная статья у меня была «измена Родине», которая звучала как «соучастие в деятельности антисоветской организации. Вроде эти люди печатали листовки, а я как будто был боевиком. Вспоминаю, как меня привезли на Лубянку. В кабинете сидело человек пять в штатском. Я был молодой и неопытный…
Наверное, можно было играть под дурачка и расплакаться… Но так как меня воспитывали без страха во всем, я держал себя независимо. Я тут же сказал, что вместо того, чтобы судить одного виновного, они хотят осудить сто невинных… Они сказали, что я из молодых да ранних, что со мной «все ясно».
Он провел в лагерях 9 лет. В 18-летнем возрасте чуть не погиб от побоев и дистрофии, так как попал к уголовникам, которые отбирали у него еду. Весил 47 кг, обессилел, чудом выжил.
После освобождения несколько лет прослужил в драмтеатре Абакана. Потом была череда провинциальных театров, так как большие города для него были закрыты. Когда в конце 50-х годов он получил право жить там, где ему хочется, он не стал возвращаться в Москву, так как после ареста семьи Вельяминовых он потерял в столице жильё.
Пётр устроился в Свердловский драматический театр и очень быстро стал ведущим актёром. В то время это был лучший театр Урала, поэтому часто ездил на гастроли по всей стране, в том числе и в Москву.
И вот однажды на сцене этого театр Вельяминова приметил кинорежиссёр Владимир Краснопольский, который в то время искал актёра на главную роль в киносагу «Тени исчезают в полдень». Пётр успешно прошёл пробы среди двух десятков кандидатур и был утверждён на роль Захара Большакова.
Так как съёмки предполагали длительную и ежедневную работу, Вельяминов перебрался жить в Москву. Работа над фильмом продолжалась около трёх лет. В 1972 году состоялась телепремьера, после которой Вельяминов проснулся знаменитым!
Роль председателя колхоза и убеждённого большевика была сыграна так блистательно, что он сразу получил приглашение от нескольких московских театров. Вельяминов выбрал «Современник», так как в 70-е годы он был самым популярным в Москве.
Когда его зачисляли в труппу, и худрук «Современника» Галина Волчек из личного дела знала, что этот «идейный коммунист», оказывается, много лет провел в лагерях за антисоветскую деятельность, она очень удивилась.
Актёр был реабилитирован лишь в 1984 году и не по инициативе самого Вельяминова. Пётр Сергеевич вообще никогда не поднимал этот вопрос. В одном из интервью он как-то сказал, что ему было вполне достаточно того, что в 1956 году были реабилитированы его родители. А про себя он вообще не заморачивался, мол, судимость не мешает ему заниматься любимым делом.
Но в министерстве культуры посчитали, что человек, получивший Государственную премию СССР за роль убеждённого коммуниста, не может иметь судимость за антисоветскую деятельность.
Когда ему сообщили, что он реабилитирован, он отнёсся к этому равнодушно. Гораздо больше его обрадовала новость о том, что через несколько месяцев после реабилитации ему было присвоено звание Народного артиста РСФСР. Это автоматически поднимало его театральное жалование и съёмочную ставку.
У Вельяминова было много прекрасных работ в театре и запоминающихся ролей в кино. В 1995 году актёр перебрался жить в Санкт-Петербург и стал играть на сцене Санкт-Петербургского академического театра комедии имени Н. П. Акимова.
В 1996 году, когда Пётр Вельяминов отмечал 70-летие он дал большое интервью, из которого стало известно, что обиду за свою погубленную молодость он нёс в себе все эти годы и не забывал никогда.
Он признался, что всю свою жизнь не любил власть и ненавидел советских чиновников, но открыто об этом не говорил. И нам остаётся только восхититься его талантом перевоплощения, когда при этом он так блистательно и очень убедительно играл этих самых чиновников, коммунистов, парторгов и т.п.
В конце своей жизни, будучи небогатым человеком, Пётр Сергеевич занимался благотворительностью. На свои сбережения он построил приют для бездомных животных и до конца жизни поддерживал его по мере своих возможностей.
В 2006 году у него появились признаки болезни Паркинсона. Заболевание прогрессировало, и в 2009 году актёра не стало.
Народный артист России Пётр Сергеевич Вельяминов был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.