Она не подпускает близко коллег, не любит вспоминать прошлое и давать интервью. Аллу Демидову называют одной из самых интеллектуальных актрис страны. Но кто-то однажды добавил, что она холодная, словно осколок мрамора. Как сложилась судьба звезды советского кино и театра? И каких принципов в жизни придерживается Алла Демидова?
Алла Демидова родилась в 1936 году. Из воспоминаний — редкие встречи с отцом, которого в 1944 году не стало при освобождении Варшавы, его подарок (мягкая игрушка) и откуда-то взявшееся желание стать «великойактрисой». Именно так: слитно, одним словом.
Любви в детстве ей доставалось так мало, что актриса вспоминает о нём только с любовью. А вообще предпочитает не жить воспоминаниями и не заглядывать в будущее.
В школьные годы Демидова занималась в драмкружке и бегала в театр, чтобы посмотреть на молодого Олега Ефремова. Тогда в него были влюблены все девчонки Москвы. А когда сама пришла поступать в Щукинское училище, получила отказ: комиссии не понравилась её дикция.
Наверное, тогда и начал развиваться её железный характер. Обидевшись на весь театральный мир, Алла поступила в МГУ на экономический и окончила его. Себе запретила даже думать о театре, заглушала все мысли об актёрстве. Но судьба сама нашла её: на 3 курсе Алла Демидова начала играть в студенческом театре МГУ, где руководителем был Ролан Быков.
В 1959 году сразу после МГУ Демидова всё-таки поступит в «Щуку». Снова ей укажут на дикцию и заставят много над этим работать. Но примут. А в 1964-м актриса придёт на работу в Театр на Таганке, но после провального дебюта в спектакле ей долго будут давать только эпизоды.
Лишь годы спустя критики оценят театральный талант Демидовой. А пока всё гораздо лучше складывалось для неё в кино.
В 1966 году Демидова играет первую главную роль в фильме «Дневные звёзды». На экране она блистательно перевоплотилась в поэтессу Ольгу Берггольц, но картину на пять лет положили на полку. Затем были яркие роли в фильмах «Щит и меч», «Степень риска», «Чайка», «Ты и я», «Бегство мистера Мак-Кинли».
Критики и зрители высоко оценили талант Демидовой. Её стали называть «Смоктуновским в юбке», намекая, что в советском кино появилась настоящая прима. Ещё больше популярности актрисе принесла роль Гертруды в «Гамлете» Театра на Таганке.
Любимым сценическим партнёром Аллы Демидовой был Владимир Высоцкий. Они часто ставили эксперименты на сцене, а когда его не стало, Демидова будто потеряла опору. Ведь ей было так сложно сходиться с коллегами по театру.
Нет, у Демидовой не было конфликтов ни с кем. Но и дружбы тоже. Актриса считает, что отношение к коллегам как к семье может быть только в юности, когда ты только попал в театр. А потом начинается разделение по иерархиям, званиям, таланту. Лучше дистанцироваться: Демидова даже в капустниках никогда не участвовала. За что многие воспринимают актрису как слишком гордую и неприступную.
Так же настороженно Демидова относится к кинопробам и нередко отказывалась от предложений. Актриса поясняет: ей не нравится сама система проб. Ты даже сценарий не читал, а уже пытаешься изо всех сил понравиться режиссёру.
В жизни Демидовой работа всегда занимала главное место. Возможно, поэтому она так и не стала мамой. Актриса больше 50 лет была замужем за сценаристом Владимиром Валуцким, с которым познакомилась в 1961 году. И почти все эти годы актриса мирилась с многочисленными романами мужа.
Об этом все знали, а она хранила молчание. Окружающие убеждались лишний раз: «Всё прощает Валуцкому. Ну, точно — холодный мрамор».
Такое же невозмутимое лицо Демидова сохраняет, когда журналисты спрашивают её о религиозных и политических взглядах. Актриса отвечает:
«Я такое не обсуждаю. Чтобы говорить о политике, надо разбираться. Обывательские разговоры я не люблю. А гражданская позиция — вопрос внутреннего порядка, который нельзя раскрывать перед посторонними».
Сейчас 85-летняя Демидова занимается собственным экспериментальным театром, выступает с литературными программами и пишет книги. Снимается совсем редко, но соглашается на смелые роли. В 2017 году Демидова сыграла Бабу-Ягу в фильме «Мешок без дна».