Андрей Абрикосов: как деревенский парень стал первым экранным Григорием Мелеховым

В 1925 году на один из вокзалов Москвы прибыл с юга страны юноша, который много странствовал, успев побывать в Анапе, Сочи, Туапсе, Новороссийске. И вовсе не для отдыха, он трудился: батрачил, работал землеустроителем, было много случайных заработков.

В столицу он приехал не просто так. Когда-то, в детские годы, Андрей Абрикосов вместе с отцом-агрономом и актером-любителем играл в драматическом кружке небольшие роли. Конечно, тогда у него не было навыков, но он прикоснулся к таинственной стихии театра, и вот теперь, приехал, чтобы попытать удачу и стать настоящим актером.

Сначала Абрикосов отправился в Кинематографическую студию А.С.Хохловой, увидев на столбе объявление. Удивительно, но здесь к молодому человеку отнеслись хорошо, дали задание разыграть небольшой этюд, после чего в студию его приняли.

Вот тут важно сказать одну вещь: в этой студии в 20-е годы не просто создавали фильмы, здесь формировали кино, как вид искусства. Правда, проучился здесь Андрей Абрикосов всего три недели, а потом попал на обучение к Зинаиде Сергеевне Алексеевой – сестре самого Константина Сергеевича Станиславского.

Андрей Львович, когда пришел в кино, был «человеком из театра», однако свою первую значительную роль он сыграл на экране. Впоследствии у него было в кино много ролей – и главных, и эпизодических. При этом, он всегда был верен театру. Вот, к примеру, он сыграл Григория Мелехова в первой экранизации «Тихого Дона», и в это время еще числился сотрудником студии Малого театра.

Что касается указанного фильма «Тихий Дон» 1930 года, дело было так: Андрей Абрикосов услышал, что Ольга Преображенская и Иван Правов готовятся к экранизации романа Михаила Шолохова. Это была первая художественная картина известной актрисы Преображенской.

Абрикосов решил попытать счастья, хотя только что напечатанного в журнале романа не читал. Поэтому, предлагая свои услуги, он лишь приблизительно понимал, что именно нужно будет сыграть. И на встречу с режиссерами пришел не особого стеснения.

А вот что по поводу этой встречи сказал Иван Правов:

— Я тогда увидел перед собой живого Мелехова. Высокий, смуглый, с худым, немного мрачным лицом, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румяной кожей.

Тогда режиссер спросил Андрея Львовича: Мелехова хотите сыграть. Роман то читали?

— Читал! – ответил актер.

И на пробах оказалось, что Абрикосов совсем не представляет, как играть главного героя, что очень расстроило Правова. Но в то время главным было – экранное сходство, а не глубина характера.

— Внешняя сторона образа далась мне легко, ведь я вырос в деревне, отлично знал крестьянскую работу, умел ездить на лошади, — вспоминал потом Андрей Абрикосов. – А вот характер Григория был сложным и противоречивым. Этот герой заставил меня многое передумать и прочувствовать заново. И тут мне помогли режиссеры. Но главные подсказки мне дал автор романа.

И вот актера утвердили на главную роль – он стал первым экранным Григорием Мелеховым. Одним из лучших. Стал почти случайно.

У Абрикосова в те годы многое складывалось необычно. Он любил театр, однако на протяжении многих лет получал там эпизоды. Он пришел в кино ради массовки, но сразу получил главную роль в фильме «Тихий Дон».

После этого он получал яркие роли и в кино, и в театре. Режиссеры, однажды поработавшие с Андреем Львовичем, искали возможности поработать с ним вновь, потому что он хорошо прорабатывал поставленные задачи, отлично смотрелся в кадре.

Так, например, он после «Тихого Дона» актер снялся в Правова и Преображенской в фильме «Вражьи тропы», Эрмлер снял Абрикосова в фильмах «Встречный» и «Великий перелом».

У молодого Ивана Пырьева в 30-е годы актер снялся в известном фильме «Партийный билет». Ему досталась главная роль. В двух своих последних работах, снятых во второй половине 60-х годов, Иван Пырьев вновь встречается с Абрикосовым.

Также актер сыграл в фильмах Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (Гаврила Алексич) и «Иван Грозный» (боярин Федор Колычев, ставший митрополитом Филиппом).

Интересно, что Андрей Львович начал свой путь в кино с внешнего образа Мелехова, где важна была именно экранная, внешняя составляющая, а уже через 10 лет он стал одним из первых актеров, который принес в кино психологизм.

Его герой Павел Куганов в Партийном билете» — эмоционально свободен, постоянно находится в действии, что-то недоброе есть в его глазах. Это человек, живущий двойной жизнью.

Одной из вершин творческого мастерства Андрея Абрикосова стала роль митрополита Филиппа у Эйзенштейна. Очень ярко он представил образ этого исторического персонажа. Мало кому удавалось в те годы найти живое и конкретное выражение мысли и эмоции у своего героя в фильме.

В кино актер проявлял особый интерес к драматическим ситуациям в человеческой жизни. Он исследовал взлеты и падения, честь и бесчестие. Он изучал человека, попавшего в сложную ситуацию. С годами он стал одним из самых талантливых актеров советского кино в эпоху его становления.

Всего на счету Андрея Абрикосова 40 ролей в кино, снимался он с 1930 по 1972 годы. Одной из последних ролей стал кулак Балясный в фильме «Свадьба в Малиновке». Ушел из жизни актер в возрасте 66 лет осенью 1973 года.

Оцените статью
Андрей Абрикосов: как деревенский парень стал первым экранным Григорием Мелеховым
Клара Румянова, Людмила Марченко и другие актрисы, со сломанными судьбами