Как вместе пели на всю округу по вечерам. Как красавицы-актрисы, вздумавшие искупаться нагишом в потёмках, испугались подсматривавших за кустами местных ребят. Как собирали целебные травы на Лысой горе. Как восхищались местные мужики здоровьем и выдержкой Вельяминова, просившего поддать парку в горяченной бане. И анекдоты Ефима Копеляна. И много чего другого…
И вот в этой русской задушевной обстановке далёкого уральского села и рождался очередной советский киношедевр, о съёмках которого местные жители из поколения в поколение передают ставшие легендами истории.
А ещё раскрыл секрет: Копеляна во время съёмок иногда подменял местный мужик Евгений Рябухин — фактура у них одна. А в зимних съемках Демьяна Инютина целиком не показывают — только деревянную ногу. Так это был селянин Василий Дремин. Ноги-то у него обе были на месте, просто умел мужик одну подогнуть, как надо в кадре.
Анатолий Кузнецов рассказал о своеобразном дежавю, случившемся с Тамарой Сёминой. В сцене, когда Анфиса бьёт по щеке свою дочь (её играет Елена Драпеко) режиссёров постоянно что-то не устраивало, и приходилось делать дубль за дублем. Елена чуть не плакала. Тамара тоже устала от замечаний. И когда Сёмина размахнулась в отчаянии со всей силы, эпизод был снят.
После этого Тамара вспомнила, как в фильме «Безотцовщина» играла женщину-маляра, которая по сценарию тоже должна была дать дочери пощёчину. И тоже делали около восьми дублей. И кто, думаете, тогда снимался в роли дочери? Правильно, Елена Драпеко.
Образ Анфисы — один из самых трагических. Совращенная в юности Федором и вынужденная выйти за нелюбимого Кирьяна, она всю жизнь изменяет мужу. Но узнав, что, став калекой на войне, он просит милостыню и не хочет возвращаться к жене, Анфиса находит его и возвращает домой, осознавая и свою вину в его трагедии и, может, наконец, понимая, как горит в сердце настоящая любовь.
Всю жизнь любившая Фёдора и не знавшая женского счастья, она лишь на склоне лет поняла, что счастье в лице трепетно любившего её Ивана прошло мимо. Правда, жизнь Ады Роговцевой драматичнее любого фильма. Но это другая история.
К примеру, Фёдор Савельев. Живущий без веры и принципов, а потому легко вставший на путь предательства, он был талантливо воплощён Вадимом Спиридоновым — актёром, глубоко порядочным по жизни, наделённым глубоким талантом и трудолюбием. Получился отрицательный герой с притягательным обаянием.
А народная молва поженила их с Еленой Драпеко в реальной жизни. Симпатичен оказался влюблённый сотрудник НКВД и соответствующим органам: его удостоили специальной премии КГБ СССР при личном одобрении Юрия Андропова. Талантливый новосибирский актёр после «Вечного зова» получал немало лестных столичных предложений, но остался верен своему Новосибирскому театру.
У Тамары Дегтярёвой, которая сыграла Агату, это была вторая главная роль в кино.
Но образ мужественной и самоотречённой женщины, умеющей крепко и преданно любить, останется связанным с актрисой навсегда. С 2012 года после ампутации ноги она продолжит играть на сцене в инвалидном кресле — такое не каждой под силу.
Петра Вельяминова (Поликарп Кружилин) режиссёры нашли в Свердловском театре. В статусе врага народа он постигал науку лицедейства в тюремных театрах. Коренной москвич, потомственный дворянин, познавший жизнь с изнанки, он в кадре, как и в жизни, оставался, прост, открыт и человечен. Он чувствовал своего героя, жил его нутром.
Выход фильма на экраны имел огромный успех. Многие из его создателей удостоились Государственной премии. Многим — светлая память!
Проходят годы и десятилетия, а кинолента «Вечный зов» не стареет. Видимо, потому, что почти полвека назад советские актёры смогли создать картину, которой нет аналогов в мире. Она вместила в себя историю страны, в ней нашли отражение радость и боль утраты, счастливые годы и годы трагедии.
Картину, как и историю, творили люди — простые, живые, настоящие, разные. Потому она и близка сердцу каждого по сей день.