Основоположник поэтического декаданса творил так хорошо, что у него появилось множество последователей во всем мире. Шарль Бодлер, как и положено правильному поэту, имел собственную музу. Вот только ей была совсем не прекрасная дама, а женщина странная во всех отношениях.
Выбор французского поэта
Шарль как будто опередил свое время. Он жил в 19 веке, но образ жизни у него был как у бунтаря из 60-х 20 века. Возлюбленной утонченного поэта стала Жанна Дюваль. Выглядела девушка совсем не в стиле декаданса.
Ее грубые черты лица обрамляли вьющиеся темные волосы. Фигура была плотной, немного коренастой. Еще Дюваль была мулаткой. И все предрассудки 19 века по поводу происхождения были ей знакомы.
Бодлер же был парижанином и выходцем из интеллигентной семьи. Отец поэта был художником. С ним Шарль мог говорить часами. Темы для разговоров двух творческих людей были стандартными: красота, искусство, креативные идеи.
Жаль, что отец Бодлера рано умер. Мать Шарля вскоре вновь вышла замуж. Но Бодлер так чтил память родителя, что за повторный брак мать так и не простил. Против самого обычного и ничем не примечательного отчима Шарль бунтовал с семи лет.
Как говорится, стоит лишь начать, и Бодлера уже было не остановить. Родные не знали, что им делать с юным скандалистом. В итоге Шарль сам принял решение. Он высудил себе долю отца в наследстве матери и отправился жить самостоятельно.
В юношестве Шарль носил зеленые волосы и длинное пальто. Таинственный облик заставлял дам млеть от одного взгляда на симпатичного, порочного и необычного парня. Но Бодлер не замечал этих взглядов. Его больно ранил брак его матери. Он старался ни к кому не привязываться.
Богемная жизнь подобно болоту затянула Шарля в свою трясину. Вечера он просиживал в кафе, ведя разговоры о пустоте женской души. Его друзья слушали, но пытались убедить его, что он просто еще не встретил ту самую.
Странная пассия
Когда в 1844 Шарль представил товарищам свою пассию, они оторопели. Друзья знали, что Бодлеру нравятся чернокожие девушки, но не воспринимали такие увлечения всерьез.
Даже богемная среда в 19 веке не была толерантной к темнокожим. Поэтому статистка Жанна Дюваль, которая была мулаткой, повергла их в шок. Они, возможно, могли смириться с ее внешностью, но ее характер не оставлял на симпатию никаких шансов. Алчная, поверхностная, жадная, любящая низкопробные развлечения — так бы охарактеризовали товарищи Шарля его новую подругу.
Бодлер настолько ненавидел свою мать, что в женщинах искал ее полную противоположность. Утонченная парижанка не подошла бы ему именно по этой причине. Поэтому, скорее всего, выбор пал на Дюваль.
Кроме Дюваль у Бодлера были и другие музы. Кем они были? Конечно, они были парижскими жрицами ночи. Шарль часто повторял, что хотел бы заболеть сифилисом, чтобы получить свою долю страданий сразу. Без страданий он не мог творить. Они были его глубиной, его воздухом и пищей.
Мечты сбываются. В одном из борделей Шарль подцепил эту срамную болезнь. А потом к ней добавилось и его душевное расстройство, которым он очень гордился.
Писать стихи Шарль мог только стоя на краю бездны. Но его музу Жанну все это не заботило. Поэт и муза сожительствовали вместе, Шарль оплачивал все ее прихоти, а она взамен рассказывала ему о своих любовниках и вечеринках. И поэту это нравилось.
Опасный манифест
Слава свалилась на Шарля в 1857 году. Его «Цветы зла» получили множество положительных откликов, но шесть стихов запретила цензура. Они были слишком неприличными.
Стихи, вошедшие в сборник поэта, можно считать его манифестом. Больше всего на свете Бодлер боялся скуки. С Жанной, которая истериками выбивала с него деньги, он никогда не скучал.
Потом остроты в их отношения добавил сифилис. Болели оба. Но недуг то отступал, то нарастал. В итоге в 1859 Жанну парализовало из-за болезни. Бодлер покорно оплачивал все счета женщины за лечение.
Когда Жанна немного поправилась, она и ее поэт пристрастились к веществам. Кстати, Шарль стал одним из первых литераторов, описавших состояние человека под веществами довольно подробно.
Огромные проблемы со здоровьем из-за образа жизни привели к тому, что поэт сначала начал падать в обмороки, а потом умер в 1867 году. Кто-то говорил, что Жанна пережила поэта. Якобы ее видели, ковыляющую на костылях по улицам Парижа. Другие утверждали, что она умерла за пять лет до смерти Шарля в больнице для бедных слоев населения.
В любом случае эти странные люди разрушили друг друга до основания и действительно умудрились заглянуть в бездну. А потом бездна «посмотрела» на них, и все было кончено. Хотя остались необычные стихи Бодлера, которые восхищают бунтарские сердца людей даже в наше время. Неподражаемый стиль поэта вошел в историю литературы по праву.