Образ жизни барышень прошлого воспевал солист одной известной группы: «Балы, красавицы, лакеи, юнкера!». Может показаться, что дамы только тем и занимались, что посещали светские мероприятия, охотились на кавалеров и читали романы. Однако реальность оказалась несколько иной, и тому есть множество доказательств.
Аристократичная беспомощность
Стереотип о том, что светские львицы XVII-XVIII веков не могли одеться без служанок, сложился после просмотра фильмов и сериалов. Тысяча и один подьюбник, тонна крючков, завязочек и лент плюс знаменитые шнурочки на корсетах. Как же обойтись без обслуживающего персонала?
Но такое одеяние было уместным только на масштабных мероприятиях. Для повседневной жизни в платяных шкафах хранились обычные вещи, которые можно накинуть самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи.
Мечтательная натурщица
Портреты женщин, написанные пару столетий назад, выглядят однотипно. На большинстве из них отображены красавицы томящиеся в ожидании чуда. Ни «уточка» вместо губ, ни улыбка во все «32». Скромное выражение лица, томление в глазах и элегия в позе.
Но это — не дань моде, а самый обыкновенный результат ожидания. Взгляните на посетителей в очереди ЖКХ. Смирившихся с незавидной участью больше, чем раздражённых.
Портреты раньше писались долго. Это было связано с тем, что масляные краски сохнут медленно, и художнику часто приходилось прерывать работу. Просидеть неподвижно несколько часов — непростое дело. А удерживать на лице «дежурную улыбку» могут только самые опытные блогеры.
Ранний брак
Романтический облик красавиц прошлого никак не монтируется с малолетним возрастом главных героинь романов. Нас убедили в том, что в прошлом столетии девушек выдавали замуж, едва начнётся пубертат. А о женитьбе договаривались чуть ли не с рождения!
В реальности ранние браки в XVIII веке были популярны только среди бедных слоёв населения. Это было связано с экономическими причинами и более низкой продолжительностью жизни.
А вот в знатных кругах дочерей редко отдавали на попечение мужа ранее 20 лет. Оптимальный возраст — 20-25 лет, позже возрастало социальное давление. Но «старой девой» в 30 лет не называли.
Танцевальный приём
Бальный зал, роскошные платья, выгодные знакомства. Этого в XVIII веке было в достатке. К сезону представлялись дебютантки, «матроны» оценивали потенциальные партии для дочерей и заключали сделки. Празднично-развлекательный флёр у мероприятия несомненно имелся. Только балы были больше работой, нежели способом расслабить ум и тело.
Чтобы развеяться, ходили в театр! В темноте можно прикрыть глаза и насладиться пением оперной певицы или открыть их, чтобы прочувствовать талантливую игру актёра. А ещё здесь можно было захомутать какого-нибудь кавалера и продемонстрировать последние достижения «статусности». Благо, внешних его проявлений понапридумывали массу!
Вынужден откланяться
Если кавалер, приглашающий на танец в чужом доме не нравится, то отнекиваться было бессмысленно. Общественность порицала подобное унижение. А ведь именно таковым чувствовал себя тот, кому отказали в танце. Однако благовидные предлоги для дерзкого поступка всё-таки имелись. Очерёдность процветала. Фраза «следующий танец за мной!» вовсе не голословна. Там и на несколько плясок вперёд просчитывалось.
Пообещав партию кому-то, появлялась возможность не лицемерить с несимпатичным воздыхателем. И самое интересное. Всегда найдётся лазейка в формулировках, которая позволит выиграть. Кавалер не представился, как того требуют правила приличия? Идите с лес, молодой человек, цветочки опылять и учиться разговаривать!
«Приёмная семья»
Разговоры о высоком, плетение гобеленов и манерное чаепитие. В перерывах между родами женский удел не слишком оптимистичен — так кажется тем, кто верит на слово псевдоисторическим фильмам. Непроизвольно складывается впечатление, что кроме хороших манер растущей дочери не прививали ничего. Только снова мимо!
Наряду с танцевальным и столовым этикетом девушек учили иностранным языкам, арифметике и геометрии, литературе и истории, домоводству и рукоделию. Домой репетитора никто не звал — молодых воспитанниц отправляли на обучение в пансионы или к гувернанткам. Там отношение стопроцентно будет непредвзятым, а значит более объективным.
Мужнина жена
Если всеми вопросами занимались мужчины, что тогда делала супруга? Некоторые уверены в том, что — ничего. Мол, аморфное создание, цель которого своевременно выпускать в свет наследство и не разговаривать. Очередная мистификация.
Во-первых, дамы в возрасте занимались вышеназванными воспитанницами — учили чужих дочерей азам жизни. Во-вторых, некоторые женщины получали достаточное образование, чтобы управлять финансами семьи в отсутствие мужа.
А ещё на женщине в то время висел домашний быт. Разумеется, обеспеченная дама переносила черновую работу на экономку, но ответственность-то всё равно была на ней! Репутация, а значит и финансовое благосостояние, и вес в обществе, зависели от поведения спутницы жизни.
Пленительная шнуровка
Считается, что корсеты — жутко неудобная конструкция, сдавливающая рёбра, травмирующая кожу и мешающая дышать. А ещё то, что надеть такой «панцирь» самостоятельно не представлялось возможным. На самом же деле эти заявления относятся лишь к первым корсетам.
В XVIII веке для создания «элегантного утончающего устройства» швеи сначала снимали размеры клиентки, а затем конструировали изделие с учётом индивидуальных особенностей физиологии.
Регламента с пунктом «носить каждый день» не существовало, а значит при желании дамы могли игнорировать «орудие пытки».
Крем для депиляции
Многие уверены, что единственные волосы, которые волновали барышень Викторианской эпохи, — это копна на голове. Мол, их должно было быть много, чтобы иметь возможность скрутить тугой рогалик, укладывая каждый кренделёк в интересную причёску! Остальные места якобы не рассматривались как чувственно-плотский инструмент.
В реальности всё обстояло иначе. Женское тело было почти полностью скрыто одеждой, поэтому прежде всего беспокоили волосы на тех местах, что оставались открытыми. Как минимум, дам смущало амбре, исходящее из зоны подмышек. Вопрос их бритья доверяли служанкам.
Про усики — отдельный разговор. На портрете Сеньоры Делисадо де Има мы видим женщину с тёмными волосами, густыми бровями и растительностью под носом! Никакой выдумки художника здесь нет. Только виной всему не мода на «женские усики», а отсутствие современных методов депиляции.