Борис Барнет. Режиссёр опередивший время

Борис Барнет ярко вписал своё имя в историю мирового кинематографа. Все вгиковские студенты учились снимать на его картинах. Он знал секрет колокольной меди — своего кинематографического живописания, но так и не раскрыл его другим. Учеников у него не было. Подражателей тоже не было. Борис Барнет был одиночка.

С коллегами-режиссёрами его отношения складывались неровно. С киностудиями — тоже. Он метался между киностудиями и городами. Москва, Ленинград, Киев, Алма-Ата, Ереван, Рига…

В молодости Барнет был боксёром. Александра Хохлова и Лев Кулешов вспоминали: «…мы не видели человека более красивого на ринге, чем Барнет. Его движения были красивы, как бывают красивы движения тигра или льва. И при этом он редко бывал на ринге победителем — быстро уставал».

Именно Хохлова и Кулешов привели Барнета в кино, где он сначала проявил себя как актёр немого кино, а вскоре раскрылся как режиссёр.

Четыре ранние картины принесли Б. Барнету настоящую славу: «Девушка с коробкой», «Дом на Трубной», «У самого синего моря», и больше всего «Окраина» — революционная лента о последних днях Российской империи, где режиссёр Барнет применил новый вид киномонтажа. Её до сих пор смотрят в обязательном порядке чуть ли не во всех учебных кинозаведениях мира.

Казалось бы такой успех должен был сделать режиссёра неприкасаемым, и открыть ему все дороги к дальнейшей славе. Но дальнейшая киносудьба режиссёра была не столь радужной.

Снятый ещё в довоенное время фильм «Старый наездник» был сильно раскритикован как фильм неактуальный, чуть ли не враждебный. Да и сам сюжет про скачки и ставки — не понравился советским чиновникам. Фильм про шахтёров «Ночь в сентябре» успеха тоже имел.

Потом началась война и режиссёр снимает фильм «Славный малый». Но любовь партизанки к французскому лётчику пришлась киноруководству не по душе. Фильм почти не имел проката.

Борис Барнет снимающий трудоголически много, едет в Ереван, где делает картину «Однажды ночью», — опять про лётчика, на сей раз советского, и про девушку, которая рискуя жизнью прячет его в подвале дома. Но фильм опять провалился. И великолепную игру Ирины Радченко и Бориса Андреева мало кто увидел, ибо прокат фильма был минимальным.

Казалось что на режиссёре Барнете уже можно было ставить крест. Но тут совершенно неожиданно к Барнету приходит успех, который принёс ему фильм «Подвиг разведчика» с П. Кадочниковым в главной роли. Кстати, сам режиссёр в этой картине великолепно сыграл роль фашистского генерала.

Барнет таким образом, первым в нашем кино затронул тему близкую к штирлициаде, и это имело колоссальный зрительский успех.

После 1947 года режиссёр продолжил регулярно снимать кино, и это несмотря на суровые послевоенные годы, когда количество кинокартин резко сократили. Но судьбы его полотен были тяжелыми. Интерес к творчеству Барнета стал угасать. «Станицы жизни», «Щедрое лето», «Ляна», «Поэт», «Аннушка» — получились весьма заурядными.

Хотя у мэтра и стажировались на этих картинах Л. Гайдай, Г. Полока, Г. Натансон и другие в будущем знаменитые режиссёры, и вроде это должно было вливать в картины режиссёра свежую кровь. Но этого не происходило.

В письмах любимой жене, Алле Казанской, Барнет жаловался на непристойное поведение Натансона и Полоки, которые все по бабам бегают и пьют. А ещё больше больше жаловался на глубокий непрофессионализм актёра Бориса Бабочкина, нашего знаменитого Чапая.

Актёр совершенно не справлялся с ролью в фильме «Аннушка», и Барнет еле склеил из кусочков провальных дублей его роль. Странно всё это было слышать, но это было в его понимании именно так.

Добрую критику и зрительский интерес вызвал лишь фильм «Борец и клоун» 1957 года. Эта картина даже пошла прокатом в капстранах, и её расхваливали Годар и Антониони.

А потом пришли оттепельные годы, и Барнет снял две изумительные картины в духе немого кино: «Алёнка» и «Полустанок». Это были очень забавные сатирические картины режиссёра, которые он сам посчитал провальными.

Даже непонятно, почему он считал свой гротескный стиль провальным. Это было самобытно и не похоже ни на кого. Казалось, что режиссёр опять вернулся душой в забытые Богом 20-е годы.

Масла в огонь подлил директор Мосфильма В. Сурин. Он откровенно Бориса Васильевича ненавидел, и выдавливал из киностудии. Тут ещё разгорелся скандал из-за фильма о Ленине. Говорят, что Борис Васильевич чуть ли не боксировать начал в кабинете директора.

В конце концов Барнет психанул и написал заявление об уходе на какой-то бумажке-промокашке, тут же умотав в Ригу снимать какой-то совсем ему ненужный революционный фильм «Заговор послов».

В Риге у великого режиссёра грянул настоящий душевный кризис. Сурин чинил препоны и не отпускал ему звёздных актёров, другие его недруги также тормозили процесс съёмок как могли. Борис Васильевич сидел в Риге и ждал у сурового балтийского моря погоды в одиночестве.

Жена — ведущая актриса московского театра, не могла к нему приехать. В итоге депрессия нарастала и нарастала, и вот всё так плавно подошло к трагическому финалу.

Уверенья жены — всё бросить и вернуться в Москву, его уже не трогали. Барнет свёл счёты с жизнью. Причём предсмертное письмо жене и дочке было им написано за две недели до ухода:

Олюшка, прости меня, родная моя, любимая!

Лучше так, как я сделал, чем «коптить» и прозябать на старости лет.

Я потерял веру в себя, но верю, что ты, моя умная, моя хорошая, найдешь в себе мужество и не осудишь меня.

Аллонька, эти мои слова к Оле — обращены и к тебе.

Прости! Я виноват во всем. Я виноват перед тобою, но, вместо того чтобы отвечать и нести ответственность перед тобой, я — «убежал». Было бы сил побольше, было бы веры в себя побольше — не убежал бы.

Как я хочу, чтобы у тебя, впереди, были светлые, счастливые дни.

Борис.

Мне назначена республиканская пенсия (так мне сказали в Комитете — в Москве). Вспомни об этом, когда понадобится устраивать материальные дела Оли.

Алла, Олюшка, дорогие, милые. Не упрекайте меня. Что же делать?

Сознание причиняемого вам горя, неожиданного удара усложняет всю эту мою последнюю «процедуру». Страх причиняемого вам горя сильнее всех остальных страхов, но положение, как говорится, «ни туды — ни сюды».

Алла, поговори в Комитете: мне назначена республиканская пенсия — это очень важно для Оли, для пенсии для нее. Не думайте, пожалуйста, что я свожу счеты с этой штукой, именуемой жизнь, таким «несчастненьким» и жалким. Ведь мне уже седьмой десяток. Пора.

Р. S. Еле-еле дотянул до 8 января…

Фильм «Заговор послов» доснял режиссер Николай Розанцев. В ролях играли начинающие О. Басилашвили, В. Сошальский и всяко-разные латышские знаменитости.

Перед Барнетом снимали шляпу многие знаменитости. Андрей Тарковский считал его своим учителем, и человеком намного опередившим свое время. Недаром, что дочь Барнета Ольгу снял в небольшой рольке в «Солярисе», где она играет мать Криса.

Ольге тогда было 20 лет, Банионису 48. Хороший тандем матери годящейся чуть ли не во внучки своему кинематографическому сыну.

Впрочем в жизни режиссёра было много весёлого и смешного. Смешная история была, как от Барнета ушла жена. Знаменитая Е. Кузьмина. Ушла к великому М. Ромму, который в пустыне снимал фильм «Тринадцать». Барнет, как истинный джентельмен и боксёр, приехал бить тому морду.

Все в ужасе шли к месту их поединка, ожидая увидеть море крови и гору костей. Ромм совсем не умел драться. А застали двух классиков кино сидящими в обнимку и поющими песни. Барнет отпустил жену к своему сопернику, и после был с ним в довольно дружеских отношениях.

Оцените статью