Брак с братом Марины Влади, роман с Окуджавой и, наконец, уникальная семья с Николаем Губенко. История любви Жанны Болотовой

В середине августа 2020 года в Москве скончался известный актер и режиссер Николай Губенко. Для одних Николай Николаевич был прежде всего человеком театра, для других — режиссером, для третьих — политическим деятелем.

А для актрисы Жанны Болотовой он был любовью всей ее жизни, мужчиной, которого, как она сама говорила: «больше нет и не будет».

Красивая пара, всегда только вместе. Он — брутальный, сильный, надежный, как Зварыкин из «Директора», она красивая, нежная, женственная, как Галя из «Дом, в котором я живу».

Удивительно, что Жанна Андреевна, прожившая с Губенко больше 50 лет душа в душу, не сразу разглядела в нем свою судьбу.

История их любви — это реальный пример того, как важно вовремя понять, что совершил глупость и перемотать пленку в самое начало. К тому самому моменту, когда молодой человек с бесхитростными манерами и простой одеждой Николай Губенко начал ухаживать за утонченной дочерью дипломатов Жанной Болотовой.

Как и у многих его сверстников, у Губенко было поистине незавидное детство: он родился в подвале в разбомбленной фашистами Одессе. Через год на фронте погиб его отец. А затем мать, главный технолог одного из заводов, была повешена за отказ от сотрудничества с оккупантами.

Губенко вырос в детском доме и в юнкерском училище, после окончания которого начал играть в массовке в Одесском театре. Но вскоре ему удалось поступить на актерский факультет в престижный Московский Всесоюзный институт кинематографии, в класс знаменитой режиссерско-актёрской пары Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Именно во ВГИКе молодые люди и познакомились.

С первого взгляда простой парень Николай Губенко влюбляется в утонченную девушку, как тогда говорили — МИДовскую дочку. Жанна всегда одета с иголочки, у нее изысканные манеры и статус, которому ну никак не соответствует Губенко.

Жанна принимала ухаживания однокурсника, однако одаривать взаимностью не спешила. У юной актрисы хватало поклонников, а тут еще и подружки нашёптывали: ну посмотри, он же простой совсем.

А Болотова к моменту их знакомства уже была кинозвездой. В 16 лет она прошла пробы в фильм «Дом, в котором я живу», где ей досталась роль Гали Волынской. Чтобы попасть на пробы, Жанна прибавила себе два года. Удивительно, но хитрость сработала.

А роль Гали помогла ей поступить во ВГИК – Сергей Герасимов позволил Жанне пройти сразу на второй тур. После окончания курса Жанна много снималась в фильмах Герасимова: «Журналист», «Люди и звери», «Любить человека».

Внимание со стороны Окуджавы

Личная жизнь одной из красивейших актрис советского кино, тоже не буксовала. Одним из ее поклонников был Андрон Кончаловский, который учился на курс старше. Актрисе он тоже нравился. Но когда Жанна то ли в шутку, то в серьез спросила у поклонника: готов ли он жениться, Кончаловский честно ответил, что «нет». Дальше их отношения были исключительно приятельскими.

В 1960 году в Жанну Болотову влюбляется Булат Окуджава. Он женат, у него есть ребенок, но это не мешает ему вдохновляться новой страстью и исполнять в честь юной музы такие композиции, как «Маленькая женщина», «Я много лет пиджак ношу», «По Смоленской дороге», «Дежурный по апрелю».

В то время Булат Окуджава — звезда. И, конечно, Болотовой льстит внимание барда.

«Скоропостижное» замужество

Когда Николай Губенко узнал об этом, жутко обиделся на Жанну. И однажды из ревности просто нахамил ей. Он не верил, что отношения с Окуджавой были платоническими. Болотову это разозлило.

И тогда она буквально выскочила замуж за художника-постановщика Николая Двигубского, двоюродного брата Марины Влади и близкого друга Андрея Кончаловского. Собственно, он их и познакомил.

Интересно, что Двигубский женился исключительно на бывших возлюбленных Андрона – Жанне Болотовой, Ирине Купченко и Наталье Аринбасаровой.

Двигубский был настоящим франтом. Он родился в Париже, в семье иммигрантов. Его гардероб состоял сплошь из заграничных вещей, от него всегда пахло дорогим, капиталистическим парфюмом.

Но даже эстетство и богемность молодого художника, которые, безусловно, нравились Жанне, не спасли этот брак. Менее чем через год они развелись.

«Это все мое»

Все это время, пока Жанна настойчиво искала своего мужчину, безнадежно влюбленный в нее Губенко пытался забыть «актрису из высшего общества». Он встречался с другими девушками, иногда специально попадался с ними на глаза Жанне, чтобы вызвать ревность. Но та равнодушно проходила мимо. Она записала его в друзья и, кажется, поставила точку в любовных отношениях с однокурсником.

Но тогда Болотова еще слишком плохо знала упертый характер своего будущего мужа. Он плюнул на все свои обиды и начал действовать решительно. Ждал у подъезда, умолял вернуться к нему, просил прощения за то, что не доверял ей тогда с Окуджавой.

И Жанна решила вернуться. Сразу после развода она дала согласие на возобновление отношений.

С тех пор, по ее собственному признанию, она не пожалела об этом ни минуты.

Однако актеры поженились только через семь лет, потому что Болотова боялась очередной ошибки. Но потом поняла, что все ее сомнения напрасны.

До конца своих дней Николай Николаевич был предан не только любимой женщине, но и театру на Таганке, куда его приняли сразу после учебы. Знаменитый Юрий Любимов рассмотрел в Губенко большой талант.

Начиная с 1964 год, и следующие несколько лет Губенко был ярчайшей звездой набиравшего популярность театра. Под руководством Любимова, который явно критически относился к советской действительности того времени, театр стал настоящим символом политического мужества и художественного новаторства.

Но в 1968 году Губенко решил полностью посвятить себя кинематографу — бросил театр, окончил режиссерское отделение и за несколько следующих лет снял шесть фильмов, из которых как минимум два стали крупными событиями.

«Возвращение с фронта» (1972), сценарий к фильму написал Василий Шукшин. Это история о почти стертой с лица земли и обезлюдевшей войной деревне, которую пытаются вернуть к жизни два демобилизованных солдата-калеки.

К трогательному фильму «Подранки», где сыграла его жена, сценарий написал сам режиссер. Фильм рассказал о жестоких судьбах военных сирот, так хорошо понятным ему по собственному детству.

В посмертных мемуарах, опубликованных в газете «Коммерсантъ», Губенко назван «режиссером морального беспокойства» и «одним из самых проницательных и трагических режиссеров советского кино».

Николай Губенко стал последним министром культуры СССР. Руководил театром на Таганке. После возвращения Юрия Любимова из-за границы и восстановления гражданства, конфликта с ним и пресловутого раскола, возглавил новый театр — «Содружество актеров Таганки». Болотова во всем поддерживала супруга.

В конце 1980-х, когда Жанне Андреевне еще не было 50-ти, но она распрощалась с кино.

Она говорила: «Мое лицо меняется, а подтяжек делать я не хочу».

С тех пор снялась лишь раз — в «Жмурках». В остальном же создавала уют для мужа, окружала его заботой.

Этот брак оказался железобетонным, а жену Николай Николаевич называл просто: «Это все мое».

Сегодня Жанне Андреевне уже 82 года. Она одиноко живет в своем доме.

«Сейчас мне особенно тяжело. Человека такого, как Коля, никогда не было и не будет», — не скрывала артистка.

Оцените статью
Брак с братом Марины Влади, роман с Окуджавой и, наконец, уникальная семья с Николаем Губенко. История любви Жанны Болотовой
«Семь невест ефрейтора Збруева»: досадная нестыковка, которая в 70-х обошлась создателям фильма в 250 тысяч рублей