«О сколько важных субъектов, событий и учреждений силились изъять у меня юморной каламбур! Больше всего норовилась власть «советов»… Ничегошеньки из этого у них не получилось… Я шутил, шучу и буду шутить… Потому что я не могу иначе…».
Именно так говорил элегантный, остроумный, блистательный Король эстрады Борис Сичкин, которому пришлось в конце 70-х бросить всё и уехать в никуда…
Семья, миф о месте рождения, избежание трибунала, награды
Наверное, трудно будет назвать хоть одного советского актера, который так же рьяно, как и Сичкин, убеждал зрителя, что он родился именно в этом городе, а не в другом.
И никому, действительно, не приходило в голову повергнуть сомнению душевно-задорную фразу знаменитого куплетиста: «Я — одессит, я из Одессы! Здрасьте!».
Между тем, Борис Моисеевич (впоследствии изменивший отчество на Михайлович) появился на свет в Киеве (УССР), в середине августа 1922-го года.
Кстати, именно в этом году была издана книга Павла Бляхина «Красные дьяволята». Спустя год Иван Перестиани снял немой х/ф с одноименным названием. Ну, а в 1967-м Эдмонд Кеосаян решил создать свою версию приключенческого истерна «Неуловимые мстители», отдав роль непревзойденного весельчака Бубы Касторского Борису Сичкину. Вот такой парадокс судьбы…
Теперь давайте вернемся к древу талантливого актера. Его предки выходцы из Одессы, евреи. Отец изготавливал и ремонтировал обувь. Мама вела хозяйство и занималась воспитанием семерых детей. Самым младшим был Боря.
В начале 70-х глава семейства ушел из жизни. В основном добытчиком стал старший сын Сичкиных. Зарабатывал на хлеб танцами. Позже научил отбивать чечетку братьев и сестер.
Борис тоже прекрасно владел ритмикой. По вечерам выступал на еврейском базаре перед гопниками, домушниками, налетчиками. Благодаря этому, возвращался домой не с пустыми руками, а с гонорарными натурпродуктами.
Несмотря на старания мальчишек, семья прозябала в нищете. Крайняя нужда вынудила десятилетнего Бориса отправиться на поиски лучшей жизни. На тот момент его исключили из школы (за плохое поведение). Так что, по сути сорванец обрел свободу и примкнул к таким же свободолюбивым ромалэ…
Конечно, настоящим кочевником Сичкин не стал. Однако ему удалось впитать в себя цыганский самобытный культурный пласт и зажигательно отплясывать «цыганочку с выходом».
В 15-летнем возрасте Борис поступил в КХУ (Киевское хореографическое училище). Параллельно гастролировал по стране с Ансамблем народного танца УССР. Окончив училище, был принят в коллектив ансамбля песни и пляски КВО.
Когда началась Великая Отечественная война Борис Михайлович, вместе с другими артистами, выезжал с концертами на фронт. Награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».
Тем не менее в 1943-м Сичкина арестовали за дезертирство, и ему грозил трибунал. Актер действительно самовольно покинул расположение, где находилась его бригада и примкнул к части, которая шла на переформирования.
Попав в боевое подразделение, напросился в пулеметчики. Освоить оружие пришлось быстро, так как надо было отбивать атаки немцев. Правда вскоре в часть прибыли два офицера, арестовали Сичкина за дезертирство, и передали его в отдел политуправления.
Как гласит история, допрашивал артиста сам генерал Галаджев. Строго спросив о причине побега, услышал ответ: «Надоело поднимать дух солдат. Хотелось самому участвовать в боях, гнать немцев до Берлина»…
К счастью, беглецу поверили и… отправили обратно в ансамбль, посчитав, что там от него будет больше толку. Кстати, до Берлина Борис Михайлович дошел и лихо отплясывал чечетку на площади у Рейхстага, когда узнал о Победе…
Дебют, звездная роль и существовал ли Буба Касторский на самом деле
С актерским образованием (профессиональным) у Сичкина не сложилось. Хотя все его роли в 32-х х/ф отмечены яркой индивидуальностью и артистическим дарованием.
Ну, а дебют талантливого актера состоялся в 1962-м году. Он сыграл итальянца-контрабандиста в картине «Капитаны голубой лагуны».
Далее отметился в драме «Секретарь обкома» (начальник отдела кадров) и знаменитой экранизации М. Калика «До свидания, мальчики» (конферансье).
Всесоюзную славу, триумф, любовь зрителей Борис Михайлович ощутил благодаря своему герою Бубы Касторскому в вестерне «Неуловимые мстители» (1966).
Прозвище оригинального куплетиста навсегда закрепилось за артистом. А фразы, в буквальном смысле, стали крылатыми и разлетелись по всему Советскому Союзу.
Очередной колоссальный успех настиг Сичкина, после премьеры картины «Новые приключения неуловимых». Единственное, что расстраивало зрителей — решение режиссера в конце фильма лишить жизни неунывающего весельчака…
Кстати, интересный факт о персонаже Бубе Касторском. Впервые он появился в соц. драме А. Гендельштейна «Любовь и ненависть» (1935 г.). Там Касторского сыграл великолепный эстрадник 20-30-х Владимир Хенкин.
Вот, что написал по этому поводу один из зрителей: «На самом деле, нам «привычнее» в роли Касторского — Сичкин.
Но, сравнивая двух Буб, скажу: наиболее соответствует образу, тип воплощенный Хенкиным — слабовольный пройдоха, ради собственного благосостояния одинаково раболепствующий и перед «красными», и перед «белыми». А вовсе не «признавший революцию всей душой», однозначно «красный», и от этого насквозь фальшивый Буба Сичкин…».
О том, откуда же взялся этот Касторский, тоже разные домыслы. Есть мнение, что его придумал плодовитый сценарист Сергей Ермолинский (он написал сценарий картины «Любовь и ненависть» и первую часть «Неуловимых»).
Однако сам Борис Сичкин утверждал, что Буба Касторский не вымышленный персонаж, а реальный человек. Он когда-то обитал в Одессе и развлекал народ фривольными куплетами. Об этом ему рассказывал знаменитый Леонид Утесов…
Ну, мы тоже не знаем, правдива ли данная информация. Единственное, с чем можно согласиться: Буба Касторский сделал Бориса Сичкина мега популярным, был неотъемлемой его частью, и многие события в жизни актера произошли именно из-за него…
Жизнь после «Неуловимых»
В творческой судьбе народного любимца больше не было столь феерической роли. Но, Борис Михайлович особо не расстраивался: он постоянно гастролировал по всей стране, радуя зрителей восхитительными песнями из «Неуловимых».
Конечно, периодически Сичкина приглашали поучаствовать в проектах. В его кинокопилке появились: трагикомедия «Интервенция», лента «На войне, как на войне», сказки «Варвара-краса, длинная коса» и «Золотые рога», х/ф «Пятьдесят на пятьдесят», комедии «А человек играет на трубе», «Большой январь», «Неисправимый лгун», «Большой аттракцион».
Параллельно же происходили невероятные события: знаменитому артисту предъявили обвинение в «левых» концертных гонорарах. Якобы, он получал огромные суммы, которые «шли мимо кассы». Припомнили и приобретение шикарной трехкомнатной квартиры в столице, и покупки: машину, мебель, дачу и т. д.
Сичкин действительно прилично зарабатывал… это вызывало зависть. На «подпольного миллионера» завели нешуточное (а по сути липовое) дело. На год и два месяца посадили к фартовым (уголовникам), и тщательно искали доказательства вины.
Пока шло расследование, «деятели искусства» быстренько приказали во всех фильмах вырезать из титров фамилию актера. У близких Сичкина тоже появились проблемы: сына Емельяна не приняли в консерваторию, а жена Галина, на почве стресса, приобрела кучу недугов.
В 1974-м Бориса Михайловича выпустили на волю, сняв подозрения о «хищении гос. имущества в крупных размерах» (в 50-х такой вердикт обвинения мог привести к «стенке», а в 70-х от 8 до 15 лет тюремного заключения)…
Не востребованность, боязнь за сына и вынужденная иммиграция в США
И так, легендарный куплетист, наконец-то, оказался дома, где его ждали родные люди. Хотелось ли ему с «головой окунуться» в работу? Думаем, что «да».
Однако приглашения на съемки, увы, не поступали. Казалось, все киностудии и режиссеры дружно сговорились устроить Сичкину бойкот.
Правда в 1978-м актеру дали долгожданную главную роль в муз. комедии «Повар и певица». Но озвучить своего героя Хасан Хасаныча не позволили. За него это сделал Юрий Саранцев.
А потом вдруг, ни с того ни с сего, «сфабрикованное дело» решили отправить на доследование в прокуратуру. Бориса Михайловича «чуть Кондратий не хватил». Потом попустило, так как «тяжбу» быстренько закрыли и, вроде бы, привлекли к ответственности тех, кто до этого додумался…
Понимая, что прежней жизни, со всеми её великолепиями, уже не вернуть (даже на йоту), актер, набравшись смелости, подал документы на разрешение выезда за границу.
Позже Борис Сичкин признался: «Спокойно жить и работать мне не давали. К тому же я очень боялся за сына Емельяна. Против него началась провокационная компания… не дай Бог сказал бы, где-то, что-то лишнее, сразу бы «повязали»… Мало того, что я стал «неугодным, ущербным человеком» для своей страны, так и Емельяна ждала та же участь…
Этого допустить я не мог… Поэтому все бросил, забрал семью и с 40 долларами в кармане уехал в Америку… А ведь я, поверьте, искренне, искренне пытался вернуть свою репутацию более пяти лет… К сожалению, к «властелинам мира сего» не достучался…»
О том, как жил знаменитый Буба Касторский за «железным занавесом», ответит сам актер: «Есть люди, которые живут за чертой бедности… я живу на ней…».
Всенародный любимец, действительно «не хватал звезд с неба», то есть жил скромно. Но смог прижиться в Америке, организовывать концерты для эмигрантов и периодически сниматься в кино.
В 1991-м Сичкину предложили сыграть эпизод в комедии «Домоуправ». Далее Олег Видов ему уступил роль Леонида Брежнева в драме О. Стоуна «Никсон».
Спустя шесть лет Тигран Кеосаян пригласил «заморского» актера в свою картину «Бедная Саша» на роль бомж-интеллектуала. А в начале нулевых Борис Михайлович снялся в детективе «Марш Турецкого».
Последний раз сыграл персонажа Натана в криминальной ленте Г. Гаврилова «Постоянное место жительства» (2001). Как видите, ролями звезду СССР в Америке не баловали. А значит, перебивался от фильма к фильму. Ну, сам же говорил, мол «жил на черте бедности»…
Личная жизнь и уход талантливого актера
Со своей избранницей Галиной Рыбак актер познакомился на заре карьеры. Она была хореографом, прекрасно пела и танцевала. Являлась балетмейстером экранизаций: «Новые приключения неуловимых» и «Варвара-краса, длинная коса».
Принимала участие в съемках трагикомедии «Интервенция» (куплетистка), картине «Новые приключения неуловимых» (танцующая цыганка), драме «Тропой бескорыстной любви» (гостья Михалыча).
Галина всегда поддерживала своего Бориса. Носила передачи, когда его посадили в тюрьму, верила, что он не виновен и делала все возможное, чтобы любимый не отчаивался.
Когда Сичкин заговорил об отъезде за границу, без колебаний согласилась. Их сын Емельян, как и родители, посвятил себя служению искусству. Пишет симфонические произведения и музыку к фильмам.
Наследник легенды СССР женился довольно поздно, ближе к пятидесяти годам. По некоторым данным, его женой стала молодая девушка Мария из Новосибирска.
Вскоре у супругов родился малыш. Его назвали в честь прославленного деда — Борисом. Но, к сожалению, знаменитый актер это не узнал, и внука не увидел.
В последние годы Борис Михайлович жил в социальном доме для малоимущих, в районе Куинс (Нью-Йорк). Сердце замечательного куплетиста перестало биться 21 марта 2002-го года.
В тот день его утвердили на роль «крестного отца русской мафии» в очередной голливудской картине. Сичкин воспрянул духом, поделился отличной новостью с соседями и отметил, на радостях…
Когда возвращался домой, как обычно, решил вызвать лифт. Но тот оказался на ремонте. Пришлось 79-летнему актеру идти на шестой этаж пешком. Физическая нагрузка, сырая погода, волнение (хоть и радостное), да и согревающий напиток, привели к инфаркту…
Изначально Бориса Михайловича похоронили в Нью-Йорке. Спустя некоторое время Галина Рыбак приняла решение извлечь останки мужа, кремировать и привести урну с прахом в Россию.
Задуманное сделать получилось. Вот только организация перезахоронения затянулась на целых шесть лет. А урна с прахом замечательного актера кочевала от одних друзей к другим. В частности хранилась в гараже композитора А. Писклова.
Весной 2008-го прах Бориса Сичкина поместили в колумбарий (саркофаг) у 1 уч. Ваганьковского кладбища (Москва).
Да, судьба у великолепного Бубы Касторского, хоть бери и сценарий пиши… И все таки, может надо было ему не отчаиваться, потерпеть, подождать… Авось и… Но, наверное, у талантливого актера не было ни времени, ни сил, ни желания надеяться на «авось»… А жаль… Ну, очень жаль не народного Народного артиста…